Идёт загрузка

Первое применение в мире воздушного тарана

8 Сентября 1914 года
Штабс-капитан П. Н. Нестеров, увидев в районе Желтиева, в Галиции, летящий над нашим расположением австрийский аэроплан, собиравшийся бросить бомбы, взлетел на воздух, атаковал неприятеля и протаранил неприятельский аппарат, предотвратив жертвы в наших войсках. Сам Нестеров при этом погиб смертью героя.

Командиры

генерал от инфантерии
06.03.1854 — 01.11.1918
Хронология события

Неизвестный автор
Ненавидящий банальность, Полупризнанный герой, Бьёт он на оригинальность, Своею мёртвою петлёй
Цитата

Основоположник фигур высшего пилотажа

Пётр Николаевич Нестеров – знаменитый русский военный лётчик. Нестеров пытался реализовать себя как конструктор оригинальных летательных аппаратов, стал автором идеи длительных перелётов. На его самолёте была совершена первая видовая видеосъемка. Нестеров совершенствовал лётное мастерство, отрабатывал атаку противника, взлёты и посадку в темноте, различные манёвры. 27 августа 1913 года  пилотируемый Нестеровым самолёт «Ньюпор-4» выполнил петлю в вертикальной плоскости. Лётчик стал основоположником  фигур высшего пилотажа. После этого ему было присвоено звание штабс-капитана, но запрещено совершать подобные полёты.

Разработка техники воздушного боя

Во время Первой мировой войны,  будучи командиром 11-го авиационного корпусного отряда 3 авиационной роты 3 армии Северо-Западного фронта, он много внимания уделял  обучению пилотов. Штабс-капитан и его подчинённые летали прекрасно. Австрийское командование объявило награду тому, кто собьёт Нестерова. Авиация в то время была необходима для связи и сбора разведывательных данных. А Пётр Николаевич разрабатывал технику воздушного боя,  успешно осуществлял с аэроплана бомбометание  приспособленными для этой цели артиллерийскими снарядами, корректировку огня артиллерии. Кроме того, он использовал для уничтожения дирижаблей пилообразный нож, прикреплённый к хвосту самолёта, или спускал  тонкую медную проволоку с грузом, чтобы перебить винт машины противника. Всем его экспериментам предшествовал точный математический расчёт.

В начале войны лётчики использовали маневрирование возле машины противника, чтобы под угрозой столкновения заставить его отказаться от выполнения поставленных задач. На страницах военных изданий появилась идея воздушного тарана. Нестеров увидел в ней возможность превратить самолёт в боевое оружие. Ещё в 1913 году на осенних маневрах Киевского военного округа Нестеров на своём летательном аппарате Ньюпор-IY» имитировал атаку «Формана-YII» и показал, как можно заставить противника изменить своим планам. Впоследствии он неоднократно возвращался к вопросу о таране, который предполагал осуществить, ударив колёсами конца крыла аэроплана противника или врезавшись  пропеллером в хвост неприятеля, а самому благополучно спланировать.

Первый боевой воздушный таран

5–12 сентября наши войска предприняли активные действия и продвинулись к Львову. Австро-венгерское командование задействовало авиацию для наблюдения за передвижением русских войск. Регулярное появление неприятельского «Альбатроса» в районе штаба 3-ей русской армии вызвало раздражение у командования штаба, которое  обвинило лётчиков  в бездействии и потребовало устранить появление  австрийских аэропланов в русском тылу. Штабс-капитан Нестеров обещал принять кардинальные меры.

Воздушный таран
Н. А. Яцук предложил первый способ воздушного тарана, дающий лётчику шансы на выживание: удар сверху шасси своего аэроплана по крылу аэроплана противника. Именно у Яцука идею тарана узнал Пётр Нестеров, впервые применивший воздушный таран на практике.
Интересные факты
Пётр Николаевич планировал заставить «Альбатрос» совершить вынужденную посадку и отработал над аэропортом с помощником этот вариант действий. Однако ещё на старте у его самолёта оторвался трос с грузом, которым он собирался воспользоваться при встрече с противником, а при посадке забарахлил мотор. Штабс-капитан приказал механику разобраться с мотором. Увидев появившийся в небе «Альбатрос», Нестеров бросился к свободной машине.

Лётчик поднялся на «Моран-Солье» на 1500 м. вверх и с высоты стремительно атаковал вражеский самолёт. Он должен был ударить шасси своего аппарата по краю несущей поверхности   «Альбатроса»,  но промахнулся и попал в середину. У самолёта Нестерова оторвался и упал мотор, аппарат планировал без управления, затем рухнул вниз. По рассказам очевидцев,  после столкновения аэроплан противника клюнул носом и полетел вниз. Лётчики лейтенант Ф.Розенталь и унтер-офицер Ф.Малина погибли.

Гибель Нестерова

Медицинская комиссия осмотрела тело героя, выявила перелом позвоночника и повреждения позвоночника. Она сделала заключение, что Нестеров погиб в воздухе при столкновении самолётов.

Тело героя доставили в штаб армии. Проститься с ним пришли его сослуживцы и все высшие чины штаба, даже командующий 3 армией генерал Н.В. Рузский. После воинских почестей Нестеров был захоронен в Киеве. Он получил чин капитана, был посмертно удостоен ордена Святого Георгия 4-й степени.

Это было  первое в мире в применение воздушного тарана. Событие произошло 26 августа (8 сентября по новому стилю) 1914 года. Ценой своей жизни герой совершил подвиг, сбив вражеский самолёт. Молодой штабс-капитан представлял степень опасности своих действий, но не собирался погибать, его гибель стала ценой ошибки, совершённой во время тарана. По примеру П.Н. Нестерова во время Великой Отечественной войны было совершено более 600 таранов.

Описание подготовлено по материалам электронной энциклопедии Министерства обороны.

Известные личности

27.02.1887 — 08.09.1914
атаковал вражеский самолет с высоты 1500 метров, предотвратив жертвы наших войск

Мультимедиа

Подвиг капитана П.Н.Несттерова
П.Н. Нестеров

Уважаемые пользователи!

Если у Вас сохранились личные архивные альбомы с фотографиями времен Великой войны 1914-1918 гг., связанные с героями, событиями или полками, информация о которых размещена на портале «Памяти героев Великой войны 1914-1918 гг.» и Вы бы хотели, чтобы эти фотографии стали доступны на портале, то Вы можете сообщить нам свои контактные данные через форму обратной связи.

Мы свяжемся с Вами и согласуем способы передачи нам Ваших фотографий в электронном виде. Обращаем Ваше внимание, что для размещения фотографий на портале необходимо их краткое описание: фамилии и имена запечатленных героев, наименования полков, описание событий, информация о датах и местах съемки. При размещении Ваших фотографий на портале будет указано, что фотографии предоставлены из Вашего личного архива.

Исторические книги

Подвиги русских авиаторов
1915, Критский П.