Российский императорский флот накануне Первой Мировой войны 1914–18 гг.

Военно-морской флот России, официально именовавшийся Российским императорским флотом, представлял собой один из видов ее вооруженных сил, основным назначением которого являлось решение оперативных и стратегических боевых задач на морских и океанских театрах военных действий. К началу XX века Российская империя имела внушительный флот, который, увы, надежд не оправдал и почти полностью был потерян в ходе русско-японской войны 1904–05 гг. в водах Дальнего Востока. Впрочем, российский флот восстановился довольно быстро, и уже к началу Первой мировой войны 1914–18 гг. в его составе имелось 9 линейных кораблей (линкоров) и линейных крейсеров, 14 крейсеров, 66 эскадренных миноносцев (эсминцев) и миноносцев и 15 подводных лодок.

Основным назначением линейных кораблей являлось нанесение главного удара в сражении. Линкоры образовывали соединение (эскадру), сила которого зависела от мощи и сосредоточенности их артиллерийского огня. Броненосные (линейные) крейсеры должны были способствовать линейным кораблям в нанесении главного удара в эскадренном сражении. Легкие крейсера, обладая большой скоростью, вели стратегическую разведку и охраняли главные силы. В эскадренном сражении они предназначались действовать против миноносцев и транспортов противника. Назначением эскадренных миноносцев, обладавших высокой скоростью, являлась минная атака. В эскадренном сражении миноносцы угрозой минной атаки лишали противника маневренности и стремились нанести минный удар. Первоначальным назначением подводных лодок, обладавших скрытностью, обеспечивавшей внезапность действий, являлась борьба на позиции. Ко времени мировой войны подлодки получили большую самостоятельность действий.

В зависимости от степени своей боеспособности суда военно-морского флота подразделялись на три разряда: действующий флот, первый и второй резервы. В действующий флот зачислялись суда, удовлетворявшие современным боевым требованиям; для линейных кораблей и броненосных крейсеров предельным сроком пребывания в составе действующего флота считались 10 лет со времени полной их готовности, крейсера же и минные суда оставались в действующем флоте «до тех пор, пока их элементы соответствуют условиям современности». Суда действующего флота должны были всегда находиться в полной боевой готовности, т. е. иметь вполне исправную материальную часть, полный комплект команды, полное снабжение и ежегодно находиться в плавании, оставляя два месяца в году для отдыха личного состава и ремонта. Матросы, прежде чем попасть на эти суда, проходили обучение на судах резерва. Отслужив положенный срок в действующем флоте, суда перечислялись в первый резерв, где линейные корабли и броненосные крейсера состояли еще 10 лет, а более мелкие суда – до утраты боеспособности. Суда первого резерва должны были быть готовы выйти в море и вступить в бой через 48 часов после получения приказа. Для этого они постоянно должны были иметь материальную часть в полной исправности, не менее двух третей комплекта нижних чинов, всех специалистов, не меньше половины младших механиков и врачей, командира, старшего офицера и старшего механика. Такая комплектация именовалась комплектацией первого резерва. После мобилизации комплектация доводилась до полной и на этих судах. Во второй резерв переходили суда, не удовлетворявшие требованиям действующего флота и первого резерва. Комплектовались они на одну треть (так называемая комплектация второго резерва). Во время плавания на суда резервов назначались сверх положенного им, т. е. сокращенного, комплекта команды молодые матросы, ученики и инструкторы.

Управление флотом определялось утвержденным в 1885 г. Положением об управлении Морским ведомством и появившимся в 1888 г. Наказом по управлению Морским ведомством. В состав Морского министерства входили четыре главных управления (кораблестроения и снабжения, гидрографическое, медицинское и судебное), Морской строительный комитет, Морской технический комитет, Главный Морской штаб, Адмиралтейств-совет и Главный Морской суд. После русско-японской войны был создан Морской Генеральный штаб. Он подразделялся на три оперативные части (Балтийскую, Черноморскую и Тихоокеанскую), статистическую, организационно-техническую и историческую. Такая организация позволяла сосредоточить в одних руках руководство строительством флота, подготовкой личного состава и разработку оперативно-стратегических мероприятий. Кроме того, на Морской генеральный штаб возлагалась задача изучения состояния зарубежных флотов и обобщение опыта войны на море. В ведении же Главного морского штаба остались вопросы учета личного состава, мобилизационная, строевая часть и боевая подготовка флота. Процесс совершенствования структуры Морского генерального штаба продолжался и во время Первой мировой войны.

С ростом технической оснащенности судов возрастали требования и к командному составу, который готовили в Николаевской Морской академии, в Морском корпусе, в Морском Инженерном училище Императора Николая I, а также в созданных Офицерских классах. В 1885 г. был установлен предельный возраст службы в чине лейтенанта 47 лет, капитана 2 ранга – 51 год, капитана 1 ранга-55 лет, контр-адмирала – 60 лет и вице-адмирала – 65 лет. Мичманы увольнялись после службы в чине 10 лет.

Срок службы нижних чинов был в 1874 г. ограничен 10 годами, из которых половина приходилась на службу в запасе. Специальная подготовка матросского и унтер-офицерского состава велась в школах рулевых и сигнальщиков, в минной, артиллерийской, электротехнической, водолазной и других школах. После русско-японской войны вновь стали функционировать школы юнг в Кронштадте и Севастополе. Поскольку с ростом технической оснащенности кораблей зависимость боеспособности кораблей от уровня подготовки личного состава резко возросла, морское ведомство вынуждено направлять на службу квалифицированные кадры рабочих. Так, во время русско-японской войны и революции 1905–07 гг. личный состав флота имел около 30% представителей рабочего класса, из которых фабрично-заводские и транспортные рабочие составляли 16,2%.

 

Задачи

Военно-морской флот предназначался для решения следующих задач:

  • борьба против военно-морских флотов противника,
  • нарушение морских путей сообщения противника,
  • защита своих морских путей сообщения,
  • оборона своего побережья с морского направления,
  • нанесение ударов и обеспечение вторжения на территорию противника с моря.

 

Организация

Линейные корабли, броненосные крейсера, легкие крейсера и эскадренные миноносцы входили в состав высшего морского соединения – эскадры. Организационно они составляли бригады (линейные, крейсерские) и дивизии (минные). Эскадра в полном составе состояла из дивизии линейных кораблей (8 кораблей), бригады броненосных крейсеров (4 крейсера), дивизии крейсеров (8 крейсеров), дивизии эскадренных миноносцев (36 эсминцев и один крейсер) и вспомогательных судов. Более мелкими единицами являлись бригады: бригады линейных кораблей (4), броненосных крейсеров (4), крейсеров (4). Девять эскадренных миноносцев составляли дивизион, два дивизиона — бригаду, две бригады — дивизию, при которой состоял крейсер для ее начальника. Наименьший состав эскадры включал по одной бригаде линейных кораблей, крейсеров и эсминцев. Менее же крупные соединения судов именовались отрядами.

В декабре 1913 г. было объявлено Положение о подводном плавании, установившее организацию подводного флота: отделение включало две подводные лодки водоизмещением в 300 т и более или три лодки меньшего водоизмещения, дивизион – два–четыре отделения, бригада – два дивизиона (если в том или ином море имелось три и более дивизионов, то они объединялись в дивизию).

Накануне Первой мировой войны в состав Балтийской эскадры входили бригада из девяти линейных кораблей, бригада из семи броненосных крейсеров, две минные дивизии (85 эсминцев, миноносцы, миноноски), бригада из 29 подводных лодок, отряд из шести заградителей, тральщики и вспомогательные суда. К первому резерву была отнесена бригада из четырех крейсеров, ко второму - учебные отряды, водолазная партия, сводный резервный дивизион миноносцев, канонерские лодки и вспомогательные суда. Черноморский действующий флот имел бригаду линейных кораблей, четыре крейсера, минную дивизию, дивизион подводных лодок, заградители и транспортные суда. К первому резерву были отнесены линкор, канонерские лодки и посыльные суда. Ко второму – учебный отряд и партия тральщиков. На северном морском театре у России военно-морских сил не существовало. Наблюдение за побережьем вел посыльный корабль «Бакан», а охрану коммуникаций, по которым шла доставка во­оружения и боеприпасов в Архангельский порт, несли союзные английские и французские крейсера и вспомогательные суда.

 

Вооружение и снаряжение

Развитие парового броненосного флота вытеснило из состава военно-морских сил парусные суда, и в начале XX века сила флота измерялась количеством броненосных судов, способных действовать в открытом море и решать боевые задачи. По функциям и соответственно по роли, выполняемой на море, военно-морские суда (корабли) классифицировались на несколько классов. С 1892 по 1907 г. российский военно-морской флот подразделялся на следующие классы:

  • броненосцы (эскадренные и береговой обороны),
  • крейсера 1-го и 2-го ранга,
  • минные крейсера,
  • канонерские лодки, море­ходные и береговой обо­роны,
  • пароходы,
  • яхты,
  • транспорты,
  • миноносцы,
  • миноноски,
  • учебные суда,
  • портовые суда.

Перед войной с Японией в эту классификацию были внесены изменения. В особые классы были выделены контрминоносцы и госпитальные суда. Собственно значение наступательной силы имели эскадренные броненосцы, крейсеры и мореходные кано­нерские лодки. Остальные корабли – броненосцы береговой обороны, береговые канонерские лодки, эскадренные миноносцы и миноноски – предназначались для оборонительного боя. В связи с развитием минного оружия, подводных лодок и на основе опыта русско-японской войны 10 октября 1907 г. классификация судов была изменена. Вместо броненосцев первые два класса кораблей именовались теперь линейными кораблями и броненосными крейсерами, был ликвидирован класс миноносок, появился новый класс – тральщиков.

При составлении судостроительных программ 1911 и 1912 гг. Морской генеральный штаб разработал также новую классификацию, утвержденную в июне 1915 г.:

  • линейные корабли,
  • линейные крейсеры,
  • крейсеры,
  • эскадренные миноносцы,
  • миноносцы,
  • подводные лодки,
  • заградители,
  • тральщики,
  • канонерские лодки,
  • речные канонерские лодки,
  • учебные суда,
  • транспорты,
  • посыльные суда,
  • яхты,
  • гидрографические суда,
  • портовые и крепостные суда,
  • блокшивы.

Затем классификация была дополнена 18-м классом (морские и портовые ледоколы) и 19-м (сетевые заградители). В 1917 г. в особый класс были выделены сторожевые суда, сторожевые катера-тральщики. Нетрудно заметить, что каждая новая классификация отражала процесс технического развития военного флота.

Кроме того, у чинов морского ведомства имелось личное оружие: строевые нижние чины вооружались палашом и 3-линейной винтовкой обр. 1891 г., офицеры и фельдфебели (боцманы) – саблей и револьвером, чины кондукторского звания – саблей укороченного образца (кроме старших боцманов, имевших офицерскую саблю). Вне строя офицеры носили кортик, который также являлся единственным оружием у гражданских чинов и инженерных чинов морского ведомства.

Также, до 1908 г. корабли флота комплектовались двумя 2,5-дюймовыми скорострельными пушками Барановского на полевых лафетах – для артиллерийского сопровождения десантных партий, высаживаемых на берег.

 

Обмундирование и знаки различия

В конце XIX века военным чинам морского ведомства были присвоены двубортные, застегивающиеся на 6 или 8 пуговиц, и однобортные на 8 пуговиц мундиры. Все мундиры имели стоячие воротники с золотым или серебряным шитьем. У мундиров, застегивающихся на 8 пуговиц, воротники были скошенные, а у застегивающихся на 6 пуговиц – закругленные. Флотские офицеры носили мундир темно-зеленого сукна, двубортный с закругленным воротником, застегивающийся на шесть пуговиц. Шитье на воротниках и обшлагах – золотое, пуговицы – позолоченные с изображением якоря, контрпогончики для пристегивания эполет – из золотого галуна. Всем чинам морского ведомства были положены шаровары темно-зеленого сукна. В качестве вицмундира им полагалось носить сюртук гражданского покроя, застегнутый на четыре пуговицы, при эполетах, орденах, сабле, шляпе и белом однобортном или двубортном жилете. В ненастную погоду офицеры носили двубортное суконное пальто черного цвета с отложным воротником, а зимой – черное пальто или серую шинель.

При парадной и обыкновенной форме одежды офицеры носили треугольную шляпу. Петлицы к шляпе полагались по цвету шитья на мундире: для адмиралов и генералов – из золотого или серебряного канительного жгута, для штаб- и обер-офицеров – галунные с черной полоской. Фуражка шилась из темно-зеленого тонкого сукна и имела кожаный лакированный козырек, подбородочный ремешок и кокарду. В летнее время на фуражку надевались белые чехлы из хлопчатобумажной ткани. В холодное время офицеры носили башлык из верблюжьего сукна.

25 января 1910 г. адмиралам, штаб- и обер-офицерам вместо сюртуков разрешили ношение синего кителя, который вскоре стал одним из основных предметов обмундирования офицеров корабельного состава.

3 августа 1911 г. приказом морского министра были введены новые правила ношения формы одежды, сохранявшие силу вплоть до начала Первой мировой войны. Впервые для удобства форма одежды была разделена на номера и подразделялась на парадную (№1 и №2), строевую парадную (№3 и №4), обыкновенную (№5 и №6), строевую обыкновенную (№7 и №8), служебную (№9 и №10), строевую служебную (№11 и №12) и повседневную (№13). Нечетные номера относились к зимней форме одежды, а четные – к летней. Повседневную форму (№13) носили вне строя зимой и летом. Она состояла из сюртука или кителя синего (летом белого) цвета с погонами и орденами. С сюртуком по желанию носили или белый, или черный жилет. При этой форме носилась фуражка (летом с белым чехлом), кортик, перчатки белые или серые, пальто или плащ-накидка (зимой шинель) и короткие сапоги. Основными предметами обмундирования адмиралов, штаб- и обер-офицеров русского флота накануне Первой мировой войны были шинель, пальто, плащ-накидка, мундир, синий и белый китель, сюртук, шляпа и фуражка, белые и серые перчатки, короткие и высокие сапоги. При соответствующих формах одежды носили эполеты, погоны, аксельбанты, ордена, ленты, знаки, саблю или кортик.

С началом первой мировой войны для чинов действующих флотов и портов Балтийского и Черного морей была установлена форма одежды военного времени, которая, однако, не распространялась на Петроград и его окрестности. Согласно новой ведомости, для адмиралов, генералов, штаб- и обер-офицеров, врачей и военно-морских чиновников форма одежды военного времени стала подразделяться на парадную (№1, №2 и №3), строевую парадную и строевую обыкновенную (№4, №5 и №6), обыкновенную (№7, №8 и №9), служебную (№10, №11 и №12), строевую служебную (№13, №14 и №15) и повседневную для носки вне строя (№16, №17 и №18).

При зимней парадной форме одежды (№1) носился синий китель, погоны, старший орден, шарф, фуражка, сабля, сапоги короткие, коричневые лайковые перчатки, шинель, пальто или плащ-накидка. Летняя парадная форма отличалась тем, что офицеры могли носить как синий, так и белый китель, вместо коричневых лайковых перчаток разрешалось носить белые замшевые, а из верхней одежды носили пальто или плащ-накидку.

В военное время основным предметом обмундирования стал китель. Сюртук носили только при повседневной зимней форме одежды и только вне строя Мундир, а следовательно, эполеты, треуголка и брюки с галунами не носились вообще.

Также постепенно складывался и привычный облик нижних чинов (матросов) отечественного флота. В 1872 г. появилась нательная рубаха с поперечными белыми и синими полосами («тельняшка») и фуражка без козырька, на околыше которой крепилась черная шелковая лента с длинными концами, а на тулье – плоская овальная кокарда («бескозырка»). На ленточках, помимо якорей на концах, у личного состава судовых команд золотистой краской надписывались названия судов без обозначения их типа, на лентах береговых команд – название команды или экипажа, а на лентах гребцов – надпись принадлежности шлюпки. 8 июля 1878 г. нижним чинам Гвардейского экипажа за участие в русско-турецкой войне 1877–78 гг. на бескозырки были впервые вместо обычных черных пожалованы ленты георгиевских цветов. 26 декабря 1887 г. в память об обороне Севастополя в 1854–55 гг. георгиевские ленты на бескозырки были пожалованы и нижним чинам Черноморских и Каспийского экипажей. В 1874 г. к рукавам белой флотской рубахи стали пришивать синие обшлага с одной белой полоской, а на синем воротнике появились две белые полоски. В 1874 г., в качестве эксперимента, для матросов Гвардейского экипажа и 8-го флотского экипажа Балтийского флота вместо серой шинели был введен темно-серое укороченное пальто («бушлат»). На воротник пальто нашивали черные клапаны, а унтер-офицеры еще и пуговицы. 21 февраля 1881 г. нижним чинам Гвардейского экипажа, а с 1 января 1882 г. и всем остальным стали выдавать нового покроя синие фланелевые и белые рубахи и рабочее платье. На синих воротниках и обшлагах белых рубах появились три белые узкие полоски. С З марта 1891 г. на рукав рубахи матросов-специалистов стали пришивать различные символические изображения («штаты»): у рулевых – штурвал, марсовых – два беседочных узла, сигнальщиков – два перекрещивающихся флага, комендоров – два перекрещивающихся орудия, кочегаров – две лопаты и т. д. Эти знаки вышивались красной нитью, причем у специалистов они окаймлялись узкой полоской, у старших специалистов – широкой. Подобные знаки, только металлические, с 28 декабря 1895 г. появились на воротниках мундиров и пальто у старших боцманов и кондукторов флота. Эти знаки различия очень быстро прижились на флоте и получили большое распространение. К началу Первой мировой войны имелось более 30 штатных знаков. Появились и буквенные изображения: «П» в центре круга пришивали писарям, «Ш» – шхиперским содержателям и т. д. Приказом по Морскому ведомству от 1 августа 191З г. знаки различия кондукторов, присвоенные на воротники мундиров и пальто, были перенесены на погоны. Эти знаки стали штамповать из белого металла. На погонах старших боцманов появился якорь, артиллерийских кондукторов – перекрещивающиеся пушки, минных кондукторов – перекрещивающиеся торпеды, машинных, трюмных и старших машинных содержателей – гребной винт и зубчатое колесо, телеграфных кондукторов – якорь и молниеобразные стрелы и т. д. 27 сентября 1904 г. введены пуговицы с изображением двуглавого орла, положенного на перекрещивающиеся адмиралтейские якоря. 26 января 1908 г. для всех нижних чинов флота был введен поясной ремень с медной бляхой, на которой был помещен двуглавый орел, лежащий на двух крестообразно сложенных адмиралтейских якорях. 2 августа 1912 г. на нагрудные карманы рабочего платья нижних чинов было приказано наносить трафаретным способом порядковый номер, присвоенный по судовому расписанию.

 

Знаки различия чинов корабельной службы

Адмиралы

Генерал-адмирал
Адмирал
Вице-адмирал
Контр-адмирал

Штаб-офицеры

Капитан 1-го ранга
Капитан 2-го ранга

Обер-офицеры

Мичман
Старший лейтенант

Лейтенант

Нижние чины

Кондуктор (до 1913 г.)
Боцман
Боцманмат 

Унтер-офицер
Матрос 1-й статьи
Матрос 2-й статьи

 

Корабельный состав Российского императорского флота к началу 1914 г.

I. Балтийский флот

  • Действующий флот

    • бригада линейных кораблей: линейные корабли «Цесаревич», «Слава», «Император Павел I», «Андрей Первозванный»; при бригаде: броненосный крейсер «Рюрик»
    • бригада крейсеров: крейсеры «Громобой», «Паллада», «Баян», «Адмирал Макаров», эскадренный миноносец «Новик»
    • 1-я минная дивизия: 1-й дивизион: эскадренные миноносцы «Пограничник», «Эмир Бухарский», «Финн», «Москвитянин», «Доброволец», «Всадник», «Гайдамак», «Амурец», «Уссуриец»; 2-й дивизион: эскадренные миноносцы «Сибирский стрелок», «Туркменец-Ставропольский», «Украйна», «Казанец», «Страшный», «Донской казак», «Забайкалец», «Стерегущий», «Войсковой»; 3-й дивизион: эскадренные миноносцы «Охотник», «Выносливый», «Внимательный», «Инженер-механик Дмитриев», «Инженер-механик Зверев», «Бдительный», «Внушительный», «Бурный», «Боевой» ; 4-й дивизион: эскадренные миноносцы «Генерал Кондратенко», «Крепкий», «Исполнительный», «Легкий», «Ловкий», «Летучий», «Лихой», «Меткий», «Мощный»; вспомогательные суда: транспорты «Ангара», «Борго», «Водолей»
    • 2-я минная дивизия: 5-й дивизион: эскадренные миноносцы «Громящий», «Сильный», «Сторожевой», «Стройный», «Разящий», «Расторопный», «Дельный», «Достойный», «Деятельный»; 6-й дивизион: эскадренный миноносец «Видный», миноносцы «Видный», «Прыткий», «Прочный», «Подвижный», «Послушный», «Прозорливый», «Ретивый», «Резвый», «Рьяный»; 7-й дивизион: миноносцы №№ 214, 215, 216, 217, 218, 219, 220, 222; вспомогательные суда: транспорты «Водолей № 2», «Водолей № 4»
    • бригада подводных лодок: 1-й дивизион: подводные лодки «Акула», «Макрель», «Окунь», «Минога»; 2-й дивизион: подводные лодки «Кайман», «Крокодил», «Дракон», «Аллигатор»; вспомогательные суда: транспорты «Хабаровск», «Европа»
    • отряд заградителей: заградители «Волга», «Нарова», «Амур», «Онега», «Енисей», «Ладога»
  • 1-й резерв

    • броненосный крейсер «Россия»
    • крейсер «Богатырь»
    • крейсер «Олег»
    • крейсер «Аврора»
    • канонерская лодка «Хивинец» (вспомогательное судно)
  • 2-й резерв

    • учебно-артиллерийский отряд: линейный корабль «Император Александр II», учебное судно «Петр Великий», посыльные суда «Посадник» и «Воевода»
    • учебно-минный отряд: учебные суда «Двина», «Николаев»
    • учебный отряд Морского корпуса: учебные суда «Воин», «Верный», канонерская лодка «Храбрый»
    • суда для воспитанников Морского инженерного училища: учебное судно «Ласточка», транспорт «Океан»
    • учебный отряд подводного плавания: подводные лодки «Пескарь», «Стерлядь», «Белуга», «Сиг»
    • водолазная партия: учебное судно «Африка»
    • сводный резервный дивизион миноносцев: эскадренные миноносцы «Искусный», «Молодецкий», миноносцы «Поражающий», миноносцы №№ 212, 213, 128, 129, 134, 140, 142
    • вспомогательные суда: канонерские лодки «Гиляк», «Кореец», «Сивуч», «Бобр», учебное судно «Рында»
  • Суда строящиеся и ремонтирующиеся

    • линейный корабль «Петропавловск»
    • линейный корабль «Полтава»
    • линейный корабль «Севастополь»
    • линейный корабль «Гангут»
    • линейный корабль «Бородино»
    • крейсер «Диана»

II. Черноморский флот

  • Действующий флот

    • бригада линейных кораблей: линейные корабли «Пантелеймон», «Три святителя», «Ростислав», «Иоанн Златоуст», «Евстафий», крейсер 1-го ранга «Кагул»
    • минная дивизия: крейсер «Память Меркурия»; 1-й дивизион: эскадренные миноносцы «Лейтенант Пущин», «Завидный», «Заветный», «Звонкий», «Зоркий», «Живой», «Живучий», «Жуткий», «Жаркий»; 2-й дивизион: эскадренные миноносцы «Лейтенант Шестаков», «Капитан-лейтенант Баранов», «Лейтенант Зацаренный», «Капитан Сакен»; 3-й дивизион: эскадренные миноносцы «Строгий», «Свирепый», «Сметливый», «Стремительный»
    • дивизион подводных лодок: подводные лодки «Карп», «Лосось», «Карась», «Судак», вспомогательные суда при дивизионе: заградители «Дунай», «Прут»
    • вспомогательные суда действительного флота: транспорты «Кронштадт», «Днепр»
  • 1-й резерв

    • линейный корабль «Ростислав»
    • суда особого назначения: канонерские лодки «Донец», «Уралец», «Терец», «Кубанец»
  • 2-й резерв

    • учебный отряд: линейный корабль «Синоп», транспорт «Березань», посыльное судно «Казарский», учебное судно «Рион»
    • резервный дивизион миноносцев: миноносцы №№ 252, 253, 256, 259, 260, 270, 271, 272, 273
  • Суда вспомогательные

    • линейный корабль «Георгий Победоносец»
    • посыльное судно «Колхида»
    • яхта «Алмаз»
  • Суда строящиеся

    • линейный корабль «Императрица Мария»
    • линейный корабль «Император Александр III»
    • линейный корабль «Екатерина II»

III. Сибирская флотилия

  • Действующий флот

    • крейсер «Аскольд»
    • крейсер «Жемчуг»
    • минная бригада: 1-й дивизион: эскадренные миноносцы «Бойкий», «Бодрый», «Беспощадный», «Бесстрашный», «Бесшумный», «Бравый», «Грозный», «Лейтенант Сергеев», «Капитан Юрасовский»; 2-й дивизион: миноносцы «Властный», «Грозовой», «Статный», «Сердитый», «Смелый», «Скорый», «Точный», «Твердый», «Тревожный», «Лейтенант Малеев», «Инженер-механик Анастасов»
    • дивизион подводных лодок: подводные лодки «Дельфин», «Касатка», «Фельдмаршал граф Шереметьев», «Скат», «Налим», «Сом», «Щука», «Осетр», «Кефаль», «Бычок», «Плотва», «Палтус», транспорт «Ксения»
    • отряд заградителей: заградители «Уссури», «Монгучай», «Шилка», канонерская лодка «Манджур»
    • Амурская речная флотилия: речные канонерские лодки «Шквал», «Шторм», «Смерч», «Гроза», «Вихрь», «Вьюга», «Тайфун», «Ураган», «Бурят», «Орочанин», «Монгол», «Сибиряк», «Корел», «Киргиз», «Зырянин», «Вогул», «Вотяк», «Калмык»

IV. Каспийская флотилия

  • Действующий флот

    • канонерская лодка «Карс»
    • канонерская лодка «Ардаган»
    • суда при Бакинском порте: посыльные суда «Геок-Тепе», «Астрабад», портовое судно «Красноводск»

 

История

Вплоть до XVII века русские не имели специально военных судов и для переправы через реки, озера и т. п. пользовались небольшими беспалубными судами (ладьями, стругами и т. п.), на которых отваживались даже переплывать через Черное море (во времена князя Олега). При царе Михаиле Федоровиче в 1636 г. голштинцами был построен первый военный корабль, «Фредерик», для охранения купцов от разбоев на Волге и Каспийском море; но по выходе в Каспийское море он погиб у берегов Дагестана. При царе Алексее Михайловиче в 1668 г. был построен для той же цели при помощи голландцев корабль «Орел», по одной из версий сожженный в Астрахани Стенькой Разиным. Русское государство было в то время отрезано от всех почти морей и не имело возможности ознакомиться с судостроением, стоявшим уже на высокой степени развития в Западной Европе.

Создание флота сделалось возможным лишь при таком энергичном правителе, каким был Петр I, который дал России возможность утвердиться на трех морях. Ознакомившись с плаванием при помощи иностранцев, проживавших в Москве, причем он воспользовался старым английским ботом своего деда (1688 г.), Петр заложил несколько судов, сначала в Переяславле, потом в Архангельске, и первый серьезный опыт с ним сделал во втором походе на Азов, который был взят исключительно при помощи построенного в Воронеже «кумпанствами» флота. В это же время (1696 г.) образован был первый орган морского управления – Корабельный (впоследствии Адмиралтейский) приказ. Изучив за границей морское дело, Петр по возвращении в Россию основал Балтийский флот, частью купив корабли за границей, частью построив их в России, в Петербурге и Архангельске, в основанных здесь адмиралтействах. Для образования морских офицеров в 1701 г. основана в Москве «Школа математических и навигационных наук», впоследствии переведенная в Петербург и образовавшая нынешний Морской кадетский корпус. Флот, начиная с 1713 г., успешно действовал в войне с Швецией; при помощи его был взят Гельсингфорс, в 1714 г. одержана победа при Гангуте; в 1719 г. адмирал Апраксин высадился на шведский берег и сильно разорил его; в 1720 г. галерный наш флот одержал победу при Гренгаме. В момент кончины Петра Россия имела около 40 кораблей, 10 фрегатов и до ста мелких судов и галер на Балтийском море, около ста судов на Каспийском море и несколько судов Воронежской флотилии. Главнейшим типом судов были в то время корабли 2- или 3-дечные (40–100 пушек), фрегаты (до 30 пушек), пинки, гекботы, гукары, шнявы (с 18 орудиями). Галерный (весельный) флот состоял из галер (до 130 футов длины) и скампавей (меньшего размера галера, с 1 пушкой большого калибра на носу и несколькими мелкими) и других мелких судов. Управление флота в 1717 г. было вверено Адмиралтейской коллегии (вместо Адмиралтейского приказа).

В промежуток времени от Петра I до Екатерины II деятельность российского флота проявилась в войне с Турцией 1735–39 гг. при Анне Иоанновне, когда галерный флот и мелкие речные суда помогали Миниху; затем флот принимал участие в войне со Швецией 1741–43 гг. и отчасти в Семилетней войне 1756–63 гг.

Правление императрицы Екатерины II замечательно как по действиям русского флота, так и по преобразованиям в нем. В первой войне с Турцией 1768–74 гг. русская эскадра, отправленная в Средиземное море под начальством графа Алексея Орлова, уничтожила турецкий флот в сражениях при Хиосском проливе и при Чесме (1770 г.); также удачны были и оборонительные действия против турок в Черном море. Во время второй турецкой войны в 1787 г. турки потерпели несколько поражений в Черном море (на Днепровском лимане, при Фидониси, в Керченском проливе, Гаджибее и Калиакрии). В войне с Швецией русский флот сразился со шведами при Гогланде (1788 г.), при Ревеле (1790 г.), при Стирсудине (Красногорское сражение) и два раза при Роченсальме. В царствование Екатерины заложены верфи в Севастополе (1783 г.), Херсоне (1778 г.), Николаеве (1789 г.) и др. местах; судов построено в Санкт-Петербурге, Архангельске и Кронштадте – около 90 кораблей и 40 фрегатов, в Черном море – 14 кораблей и 50 фрегатов, кроме того, масса мелких и гребных судов. Введена была обшивка судов медью в подводной части. Было сделано много улучшений в быте офицеров и команды во время плавания и вообще в положении чинов генерал-адмиралов еще при жизни императрицы Екатерины, флот был предметом особенного внимания, направленного на детали внутренней его организации. Для улучшения кораблестроения было основано «училище корабельной архитектуры», впоследствии преобразованное в «морское инженерное училище»; для надзора за судостроением установлены должности «обер-сарваеров» в портах; упорядочено положение корабельных лесов; в более важных портах учреждены должности «главных командиров» и их управления.

В 1798 г. император Павел I утвердил «Штаты российских флотов», по которым положено было иметь в Балтийском море 45 кораблей, 19 фрегатов, гребных судов – 12 фрегатов, 30 плавучих батарей, 12 бомбардирских катеров, 200 канонерок и около 150 мелких судов; в Черном море – 15 кораблей, 10 фрегатов, гребных судов – 4 фрегата, 10 батарей и 100 канонерок.

В царствование императора Александра I было образовано в 1802 г. «министерство военных морских сил», переименованное в 1815 году в морское министерство; коллегиальное управление (Адмиралтейская коллегия) заменено единоличным управлением министра. При министерстве был учрежден временно «комитет образования флота», значительно улучшивший внутреннюю организацию флота. В конце царствования Александра I состояние флота было не особенно хорошее; несмотря на блестящие действия адмирала Сенявина в войне с Турцией, господствовало убеждение, что Россия никогда не может быть сильной морской державой.

При императоре Николае I российский флот участвовал в сражении при Наварине (8 октября 1827 г.), под начальством вице-адмирала Гейдена; затем он много помогал при взятии Анапы, Варны и т. д.; позже, крейсируя около кавказского берега, он препятствовал торгу невольниками и подвозу горцами военной контрабанды. Главным командиром Черноморского флота был адмирал Лазарев, из школы которого вышли адмиралы Нахимов, Корнилов, Истомин и множество других деятелей обороны Севастополя. Главный морской штаб, учрежденный в 1828 г. отделом от морского министерства, в 1831 г. был присоединен к последнему; во главе министерства был поставлен начальник штаба. Для повышения знаний морских офицеров в 1827 г. при Морском корпусе основаны «офицерские классы», в 1862 г. переименованные в «академический курс морских наук», а в 1877 г. – в «Морскую академию».

В 1855 г. в управление флотом и морским ведомством вступил великий князь генерал-адмирал Константин Николаевич, сначала на правах министра, потом в качестве главного начальника флота и морского ведомства. При нем успешно выполнен был переход от деревянных парусных судов к железным паровым, построены и приобретены первые крейсера, создан тип клиперов (небольших крейсеров, соединявших в себе хорошие парусные качества с качествами парового судна), построены броненосцы, создано минное дело (с 1874 г.), поставленное сразу на широкую ногу. Такие преобразования вскоре дали себя знать в русско-турецкой войне 1877–78 гг., замечательную удачными минными атаками на Дунае.

По Парижскому трактату 1856 г. Россия обязалась не иметь военного флота в Черном море. Впрочем, уже в 1870 г. Россия вновь получила право иметь военные суда на Черном море. Первые броненосцы («поповки») оказались не особенно удачны, но последующие постройки дали возможность Черноморскому флоту вновь сделаться сильным защитником южной окраины государства.

В виду усиления значения Японии, корабли Балтийского флота стали чаще и в большем количестве посещать порты Дальнего Востока, где была образована Тихоокеанская эскадра, все время увеличивавшаяся посылкой туда судов из Балтийского моря. Во время войны с Японией 1904–05 гг. под Порт-Артуром и в Цусимском бою большинство его судов погибли. Из многочисленного Балтийского флота к 1911 г. осталось лишь 4 броненосца, 3 броненосных крейсера и некоторое число устаревших минных и подводных судов. Эта ситуация вызвала необходимость составления новых судостроительных программ 1911 и 1912 гг., развертыванию строительства новых кораблей современных типов. К началу Первой мировой войны 1914–18 гг. в его составе всего российского флота уже имелось 9 линейных кораблей (линкоров) и линейных крейсеров, 14 крейсеров, 66 эскадренных миноносцев (эсминцев) и миноносцев и 15 подводных лодок.

Описание подготовил Чернышов А.В.