Уважаемые пользователи! В связи с проведением технологических работ доступ к личным архивам временно ограничен. Приносим извинения за доставленные неудобства. Уважаемые пользователи! В связи с высокой нагрузкой доступ к личным архивам временно ограничен. Приносим извинения за доставленные неудобства. Новое в 2022-2023! Добавлены документы, уточняющие судьбу защитников Отечества, документы по военнопленным и исторические материалы. Подробнее... В случае обнаружения технических проблем или некорректных данных — сообщите нам.

Главное военно-техническое управление

ГЛАВНОЕ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ (ГВТУ) Военного министерства, учреждение в структуре Военного министерства. Образовано 24.12.1862 как Главное инженерное управление Военного министерств а, 20.12.1913 переименовано в ГВТУ. Создано для руководства фортификационными работами, содержанием в боеготовности крепостей и укреплений, строительства казарменных зданий, заготовки и снабжения войск железнодорожным, автомобильным, авиационным, телеграфным, радиотелеграфным, понтонным, прожекторным и иным инженерно-техническим имуществом, руководства специально-инженерной подготовкой войск, инженерными войсками, воздухоплаванием, подразделениями связи. Возглавлялось начальником управления, подчиненным военному министру.

К началу 1-й мировой войны 1914–18 ГВТУ имело следующую структуру. Административный отдел (27.3.1914 – 28.2.1918) состоял из канцелярии (1-е отделение – по личному составу и организации военно-инженерного ведомства, с 23.9.1916 – отделение по личному составу, 2-е отделение – счетное, с 23.9.1916 – организационно-распорядительное делопроизводство по общим вопросам) и архива; в его задачи входили подготовка проектов приказов по ГВТУ, годовых отчетов, составление финансовых смет, распределение денежных сумм и контроль над их использованием в ГВТУ в подведомственных ему учреждениях и заведениях. Крепостной отдел (10.12.1913 – 28.2.1918; 2-е отделение – крепостное, временное 4-е отделение – по оборонительным сооружениям в крепостях, с 23.9.1916 – строительное отделение) ведал организацией ремонтно-строительных работ в крепостях, снабжением их военно-техническим имуществом. Технический отдел (20.12.1913 – 28.2.1918, с 23.9.1916 – Инженерный отдел; 10-е отделение – по снабжению инженерным имуществом войск и складов, с 23.9.1916 – отделение шанцевого и мастерского имущества, 11-е отделение, с 23.9.1916 – отделение мостового и обозного инженерного имущества, 12-е отделение – автомобильное, с 23.6.1916 – отделение по заготовке автомобилей, 13-е отделение, с 23.9.1916 – отделение по эксплуатации и ремонту автомобилей, 14-е отделение – железнодорожное) отвечал за перевозку сырья и материалов для предприятий, выполнявших заказы ГВТУ, за обеспечение армии транспортом. В состав ГВТУ в период войны входили также Инженерный комитет (28.12.1862 – 28.2.1918), Главная приемная комиссия для приема и освидетельствования инженерного имущества, Петроградский главный инженерный склад, Николаевская инженерная академия и училище, офицерские школы (электротехническая, железнодорожная, воздухоплавательная и авиационная), Учебная автомобильная рота, Кондукторская школа. Инженерный комитет рассматривал предложения по усовершенствованию фортификационного искусства; разрабатывал положения, программы, руководства и пособия для обучения всех частей инженерных войск; рассылал в войска описания различных специальных машин, аппаратов, приборов и т. п.; занимался сбором различной военно-технической информации, приобретал чертежи, модели, образцы инструментов, учебные пособия; по аналогии с подобными комитетами в др. управлениях являлся совещательным органом. В ведении ГВТУ находилось Управление Ковель – Владимир-Волынской железной дороги.

В период 1-й мировой войны в соответствии с возрастающими потребностями действующей армии создано несколько новых структурных подразделений ГВТУ. 13.6.1915 образован Электротехнический отдел (ликвидирован 28.2.1918; 5-е отделение – минно-прожекторное, 6-е отделение – судовое, 7-е отделение – минно-подрывное, с 23.9.1916 – подрывное, 8-е отделение – телеграфно-прожекторное, с 23.9.1916 – телеграфное, 9-е – искровое), на который были возложены изучение и применение в военных целях открытий и изобретений в области электротехники, телеграфно-телефонного и минно-подрывного дела; организация заготовок для действующей армии минно-подрывного, телефонно-телеграфного, искрового (радио) и прожекторного имущества, а также судов и катеров для речных флотилий и обороны морского побережья. 25.1.1915 при ГВТУ создан Комитет по устройству постоянных радиостанций для руководства строительством, материально-техническим обеспечением и комплектования личным составом мощных стационарных электростанций (ликвидирован 18.5.1917). С 7.11.1915 по 30.4.1916 в ГВТУ действовала Авиационная приемная комиссия для наблюдения за постройкой аэропланов (за исключением воздушных кораблей типа «Илья Муромец»), а также моторов, воздушных винтов и приборов для испытания и приема их в казну. 26.3.1916 в ГВТУ создано Делопроизводство по автомобильным заводам для наблюдения за оборудованием частных русских автомобильных заводов и за поставками управлению автомобилей и запасных частей к ним. 1.11.1916 образовано Временное металлургическое делопроизводство для заведывания металлургическими заводами: Никополь-Мариупольским, Таганрогским, Макеевским, Сулинским и др. – для контроля над выполнением этими предприятиями заказов контрагентов ГВТУ. 20.3.1917 ГВТУ представило военному министру проект образования в нем Автомобильного отдела; в проекте отмечалась необходимость сосредоточить снабжение армии автоимуществом в ГВТУ, т. к. 92 % всех требующихся стране машин до 1.7.1918 нужны для военных целей. В начале 1917 поставками машин в армию занималось не только ГВТУ, но и некоторые общественные организации, Комиссия по реквизиции машин, Броневой запасной дивизион; автоотделы существовали и в др. учреждениях. Была необходима централизация, особенно с учетом того, что автомобильные поставки росли (так, ГВТУ планировало до 1.7.1918 поставить в армию 22 тыс. автомобилей и до 10 тыс. мотоциклов). Тогда же в Главном управлении Генерального штаба была выдвинута идея о создании в Военном министерстве специальной автомобильной структуры – Главного военно-автомобильного управления, которое должно было состоять из трех отделов, технического комитета, счетной части, приемочной части, инспекции авточастей и учреждений, военной автошколы. Предложение было поддержано 4.4.1917 в докладной записке военному министру начальником ГВТУ А. В. Шварцем, но военный министр А. И. Гучков высказался против организации специальных автомобильных управленческих структур в военном ведомстве. 6.6.1917 в ГВТУ образован Инспекторский по технической части отдел (21 чел.), осуществлявший контроль за деятельностью промышленных предприятий, выполнявших заказы ГВТУ и поставку в армию военно-технического имущества.

3.6.1917 ГВТУ представило военному министру план своей широкой внутренней реорганизации. Предлагалось создать отделение по заготовке проволоки путем разделения крепостного отделения на два – крепостное и проволочное, Железнодорожный отдел в составе трех отделений; минно-прожекторное отделение реорганизовать в два – минное и прожекторное («т. к. снабжение минным и прожекторным имуществом не имеет ничего общего между собой»); реорганизовать телеграфное отделение, увеличив его штаты; упразднить Управление генерал-инспектора по инженерной части (продолжало функционировать, несмотря на приказ от 20.3.1917 о ликвидации управлений генерал-инспекторов). После долгой переписки и межведомственных согласований Временное правительство лишь 11 октября частично удовлетворило эти предложения ГВТУ. Решено создать в Техническом отделе отделение по заготовке проволоки, в Электротехническом отделе – прожекторное отделение, в Крепостном отделе – металлургическое делопроизводство; образован самостоятельный Железнодорожный отдел.

По состоянию на конец октября – начало ноября 1917 в ГВТУ служили 427 офицеров, военных и гражданских государственных служащих, 211 солдат.

28.2.1918 приказом Народного комиссариата по военным делам № 173 ГВТУ преобразовано в Центральное военно-техническое управление.

Начальники ГВТУ в период 1-й мировой войны: генерал-лейтенант Е.-Ю.-Н. Э. фон дер Ропп (21.12.1913 – 29.9.1915), генерал-лейтенант Г. Г. Милеант (29.9.1915 – 15.3.1917), генерал-лейтенант фон А. В. Шварц (15.3.1917 – 28.2.1918).

Источники: ПСЗ-2. № 39076, 46611; ПСЗ-3. № 40698; Свод военных постановлений 1869 г. Кн. 1. 3-е изд. СПб., 1907; Приказ Народного комиссариата по военным делам от 28.2.1918 № 173.

Лит.: Сенин А. С. О ликвидации центральных органов управления русской армии // ВИЖ. 1987. № 11. С. 25–28; Его ж е. Военное министерство Временного правительства. М., 1995; Государственность России (конец XV в. – февраль 1917 г.): Словарь-справочник. Кн. 1. М., 1996; Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801–1917: В 4 тт. Т. 4. СПб., 2004.

Сенин, А.С. Главное военно-техническое управление [Текст] / Россия в Первой мировой войне. 1914–1918: Энциклопедия: В 3 тт. / отв. редактор А. К. Сорокин. – М. : Политическая энциклопедия, 2014 — Т. 1 — С. 493-494.