Питирим
ПИТИРИМ (в миру – Окнов Павел Васильевич) [28.6.1858, Рижский у. Лифляндской губ. – 21.2.1920, Екатеринодар, ныне Краснодар], иерарх Православной Российской Церкви; митрополит Петроградский и Ладожский (1915–17). Из семьи православного священника. Окончил в Риге Александровскую классическую гимназию, в 1879 поступил в Киевскую духовную академию. 3.6.1883 пострижен в монашество с именем П. В том же году окончил академию со степенью кандидата богословия. 15.8.1883 назначен преподавателем в Киевскую духовную семинарию по догматическому богословию; впоследствии там же преподавал немецкий язык. С 13.10.1883 безвозмездно исполнял обязанности нештатного помощника инспектора семинарии. С 16.8.1887 инспектор, с 24.3.1890 ректор Ставропольской духовной семинарии. С 11.1.1891 ректор С.-Петербургской духовной семинарии. В 1894 назначен епископом Новгород-Северским, викарием архиепископа Черниговского. В ноябре 1896 П. получил самостоятельную кафедру – стал епископом Тульским и Белевским. 17.6.1904 назначен епископом Курским и Белгородским (с 25.2.1905 – Курским и Обоянским). Из-за ошибок в организации торжеств в честь причисления епископа Белгородского и Обоянского Иоасафа (Горленко) к лику святых (4.9.1911) П. был переведен во Владикавказ архиепископом Владикавказским и Моздокским. Впоследствии другую возможную причину перевода П. выявила Чрезвычайная следственная комиссия Временного правительства: согласно ее материалам, владыка был переведен с понижением после ревизии Курской епархии, во время которой выяснилось, что П. открыто покровительствовал секте стефановцев (подгорновцев). 22.12.1913 П. был назначен на Самарскую кафедру. 26.6.1914 получил назначение на Кавказ архиепископом Карталинским и Кахетинским; стал членом Св. Синода и экзархом Грузии. Был горячо любим прихожанами, служил не только на русском языке, но и по-грузински.
23.11.1915 П. был переведен в Петроград – митрополитом Петроградским и Ладожским, а митрополит Владимир был переведен на Киевскую кафедру с оставлением первенствующим членом Св. Синода. По общему мнению, назначение П. в столицу произошло при активном участии его покровителя Г. Е. Распутина, а за П. закрепилась слава «распутинца». П. вел себя осторожно и старался с Распутиным лично не встречаться; в качестве «связного» П. использовал своего секретаря И. З. Осипенко, и Распутин был в курсе всех начинаний митрополита.
Митрополит П. наметил широкую схему законодательных предложений: сокращение территориальных размеров епархий с одновременным увеличением числа епископских кафедр; восстановление митрополичьих округов; прекращение перемещений епископов с одной кафедры на другую с одновременным уравнением епископов в материальном положении; разрешение вопроса о жаловании духовенству и пенсионному обеспечению; пересмотр школьных программ духовного ведомства. П. выступал за немедленное преобразование православного прихода: предложил внести проект в Государственную думу, но снабдить представителя духовного ведомства в думской комиссии правом санкционировать любые вносимые ее членами изменения в рамках проекта Предсоборного присутствия 1906–07. Св. Синод инициативу П. не поддержал. 13.12.1915 законопроект о приходе, одобренный Св. Синодом, был внесен на рассмотрение в Государственную думу. Он был составлен в особой подготовленной комиссии при Св. Синоде. 9.3.1916 думская Комиссия по делам Православной Церкви приступила к обсуждению законопроекта. В ходе обсуждения депутаты внесли правки в рамках проекта нормального устава православного прихода, выработанного 4-м отделом Предсоборного присутствия. Это вызвало резкое неприятие со стороны членов Св. Синода, которые считали несвоевременным и опасным установление выборного начала в приходе, а также стремились часть статей, имевших церковно-канонический характер (определения, что такое приход и кого должны именовать под прихожанами, храмом, причтом, церковным имуществом), вывести из обсуждения Государственной думы. Работа над проектом была приостановлена, согласно одной версии – из-за отсутствия представителей в комиссии от Св. Синода (бойкотировали заседания) и позиции, которую заняли депутаты-священники (аналогичную синодальному ведомству). По другим данным, обсуждение было отложено по просьбе председателя комиссии В. Н. Львова.
В январе 1917 по инициативе П. и обер-прокурора Н. П. Раева был разработан законопроект о жаловании духовенству. Были приняты нормы окладов из средств государственной казны (для протоиерея и священника – 1800 руб., для диакона – 1200 руб., для псаломщика – 800 руб.), при этом отменялась плата с прихожан за обязательные требы – крещение, брак, погребение, исповедь и напутствие больных на дому. 23.2.1917 определением Св. Синода было постановлено войти в установленном порядке в законодательные учреждения с предоставлением о ежегодном выделении 126 млн руб., необходимых для проведения реформы. Другой законопроект о пенсиях духовенству от 10.2.1917 получил одобрение Совета министров. Согласно данному законопроекту, предусматривались за 35-летнюю службу следующие ежегодные пенсионные оклады: кафедральным протоиереям и епархиальным миссионерам – 1200 руб., соборным ключарям и штатным протоиереям – 1050 руб., нештатным протоиереям, священникам и протодиаконам – 900 руб., диаконам – 600 руб. и псаломщикам – 300 руб. Однако вследствие Февральской революции 1917 дальнейшего движения ни один из законопроектов не получил.
28.2.1917, во время Февральской революции, в резиденцию П. в Александро-Невской лавре прибыл автомобиль с солдатами, которые предложили ему следовать в Государственную думу. В Министерском павильоне П. беседовал со священником-депутатом С. А. Крыловым, который наряду с другими занимался приемом и размещением арестованных. Он склонил владыку написать прошение об оставлении митрополичьей кафедры. Затем прошение было доставлено во Временный комитет Государственной думы. Определением Св. Синода (№ 1213 от 6.3.1917) митрополит П. был уволен на покой согласно его прошению. П. направился в Пятигорск, где проживал в подворье Второ-Афонского монастыря. 31.12.1919 П. отбыл в Екатеринодар, где его приютил митрополит Антоний (Храповицкий). В пути П. простудился, к тому же обострились уже имевшиеся заболевания – энфизема легких и бронхиальная астма. После нескольких месяцев болезни П. скончался.
Похоронен в Екатерининском соборе Екатеринодара.
С о ч.: Несколько слов и речей архим[андрита] Питирима, ректора Санкт-Петербургской духовной семинарии. СПб., 1893; Речь архимандрита Питирима, сказанная при наречении во епископа Новгород-Северского, 17 июля 1894 г. Тула, 1898; Речи и слова архиепископа Питирима, экзарха Грузии. Самара, 1914; Архипастырское послание экзарха Грузии. Тифлис, 1915; Напутственное слово непобедимому русскому воинству. Тифлис, 1915.
Источники: РГИА. Ф. 796. Оп. 209. Д. 2785. Л. 21–21 об.; Д. 2791. Л. 6; Д. 2825. Л. 109; Д. 2832. Л. 11а; Оп. 439. Д. 734; Оп. 204. Д. 34а; [Жевахов Н. Д., князь] Воспоминания товарища обер-прокурора Св. Синода князя Н. Д. Жевахова. М., 1993; Шавельский Г. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота. М., 1996.
Лит.: Николаев А. Б. Революция и власть: IV Государственная дума 27 февраля – 3 марта 1917 года. СПб., 2005; Бородулина [Бокарева] Л. С. Церковно-реформаторская деятельность митрополита Питирима // Вестник молодых ученых. 2006. № 2. Серия: Исторические науки. 2006. № 1. С. 153–158; Фирсов С. Л. Искусившийся властью: история жизни митрополита Петроградского Питирима (Окнова). М., 2011.
Бокарева, Л.С. Питирим [Текст] / Россия в Первой мировой войне. 1914–1918: Энциклопедия: В 3 тт. / отв. редактор А. К. Сорокин. – М. : Политическая энциклопедия, 2014 — Т. 2 — С. 714-715.