Уважаемые пользователи! В связи с проведением технологических работ доступ к личным архивам временно ограничен. Приносим извинения за доставленные неудобства. Уважаемые пользователи! В связи с высокой нагрузкой доступ к личным архивам временно ограничен. Приносим извинения за доставленные неудобства. Новое в 2022-2023! Добавлены документы, уточняющие судьбу защитников Отечества, документы по военнопленным и исторические материалы. Подробнее... В случае обнаружения технических проблем или некорректных данных — сообщите нам.

Шухов Владимир Григорьевич

ШУХОВ Владимир Григорьевич (28.8.1853, г. Грайворон Курской губ. – 2.2.1939, Москва), инженер-механик, изобретатель, конструктор. Из семьи чиновника ведомства народного просвещения. По окончании Императорского Московского технического училища (1876) служил в С.-Петербурге начальником чертежного бюро Варшавско-Венской железной дороги. С 1878 главный инженер частной технической конторы инженера А. В. Бари в С.-Петербурге. В 1880 контора переведена в Москву, и Ш. создал при ней проектно-конструкторское бюро, которым руководил 50 лет (в 1930-х гг. на ее базе возник ЦНИИ «Проектстальконструкция»). Ш. – автор ряда оригинальных инженерных проектов: первого в России нефтепровода протяженностью 8,5 версты (зима 1878/79) и первого в мире мазутопровода (Бакинский нефтяной район), поршневых и беспоршневых насосов, газгольдеров, элеваторов и др. Ш. заложил основы научной теории расчета и строительства трубопроводов. В 1878 впервые в мире построил стальные цилиндрические резервуары для хранения нефти; в 1880-х гг. разработал такие же резервуары для хранения воды, масел, спирта, цемента; в 1880–1905 под руководством Ш. построено около 3 тыс. таких стальных резервуаров общей емкостью 160 млн пудов. По его проекту создан насос для подъема воды на высоту 36 м. В 1897–1905 по проекту Ш. и под его руководством осуществлено строительство трубопровода Баку – Батум (820 верст) с диаметром труб 200 мм, рассчитанного на пропуск 1 млн т нефтепродуктов. Мировую известность Ш. принесло изобретение крекинг-процесса переработки нефти. В 1886 Ш. был заявлен, а в 1888 получен патент на «аппарат для непрерывной дробной перегонки нефти». Этот метод впервые был применен на заводе Товарищества «С. М. Шибаев и Ко» в Баку (1890). В 1891, на 20 лет раньше, чем в США, Ш. спроектировал первую в мире промышленную установку по методу крекинг-процесса и получил патент на способ «перегонки под давлением и при высокой температуре нефти и нефтяных продуктов». В 1880 Ш. изобрел форсунки, решившие проблему подачи топлива в котлы пароходов. Предложил конструкцию нефтеналивных барж, используемую до настоящего времени. По его проектам в 1884–94 для пароходных обществ «Кавказ и Меркурий», «Братья Меркульевы», «Дружина», Черноморско-Дунайское пароходство построены баржи 10 типов (самая крупная имела длину 172 м и грузоподъемность 12 тыс. т). В начале 20 в. постройка нефтеналивных барж для российского речного флота велась только по проектам Ш. Первые судостроительные мастерские Бари находились в Царицыне, в начале 1890-х гг. переведены в Саратов. Всего фирмой Бари было построено 65 наливных барж. Ш. также проектировал наливные пароходы, отличавшиеся чрезвычайно малой осадкой (фирмой Бари построено 7 таких пароходов), морские баржи и способы их буксировки, морские (в Баку и Батуме) и речные пристани, передвижные речные станции на поплавках, а также деревянные баржи, оборудованные металлическими цистернами.

ШУХОВ Владимир Григорьевич.

С 1890 на заводе конторы Бари в Москве началось производство вертикальных и горизонтальных котлов системы Ш. В 1896 Ш. получил патент на трубчатые паровые котлы, которые выпускались в России более полувека. Еще в 1878 он спроектировал первый свой мост для нефтепровода. В дальнейшем при участии Ш. построены железнодорожные мосты через реки Белая Куба, Истра, Клязьма, Павловка, Таруса и др. Ш. разработал 13 типовых пролетных строений мостов для железной дороги Оренбург – Ташкент. Всего за время работы в конторе Бари Ш. участвовал в проектировании и строительстве 415 мостов самых разных конструкций. Для российских железных дорог проектировал паровозные депо; литейные, механические, токарные, сборочные и столярные мастерские; кузницы, котельные, пакгаузы, вокзалы; системы водоснабжения, шпалопропиточные заводы. Сохранились чертежи Ш. проектов вагонов-цистерн, вагонных весов, тендерных баков.

На рубеже 19–20 вв. Ш. разработал проекты конструкций и оригинальные методы монтажа сетчатых сооружений гиперболоидного типа для радиобашен, маяков, вышек, опор линий электропередачи и т. п. С 1909 их начали использовать на военных кораблях. Ажурный силуэт водонапорной башни, построенной на Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 в Нижнем Новгороде воспроизводился на всех фирменных бланках и конвертах, на всех каталогах конторы Бари. Для ускорения сооружения своих башен Ш. ввел в практику типовые детали внутренней винтовой лестницы, верхней площадки и др. частей сооружения, т. е. одним из первых в России стал пропагандировать и внедрять прогрессивные принципы стандартизации. Металлические резервуары водонапорных башен собирались на земле и затем поднимались на башню, т. о., Ш., опередив время, положил начало известным ныне методам крупноблочного монтажа стальных конструкций.

В области строительной техники Ш. разработал висячие сетчатые покрытия и сетчатые своды, своды двоякой кривизны с пролетами до 40 м. В Москве он перекрыл на большой высоте каркасными металлическими конструкциями с остеклением линии галерей Верхних торговых рядов (1889–94), Петровского пассажа (1903–06), колоссальный операционный зал Главного почтамта (1911–12, при участии архитекторов Л. А. и А. А. Весниных). Применил легкие металлические большепролетные арочные перекрытия при строительстве городского Конно-железнодорожного парка (1908) и дебаркадера Брянского (ныне Киевского) вокзала (1912–17; общая масса металлоконструкций – 2000 т, площадь остекления – 11 тыс м2). Разработал металлический каркас здания магазина фирмы «Мюр и Мерелиз» (1906–08), создал кессоны для сооружения мостовых опор на Московской окружной железной дороге (1906–07), эстакаду Московского газового завода (1906). Автор проектов трехшарнирных форм и конструкций сцены МХТ, раздвижной крыши для обсерватории Московского университета. По проектам Ш. сооружались различные по назначению объекты: разборный металлический склад и мельница для Главного интендантского управления, вагонное депо для С.-Петербургской городской железной дороги, громоотводы для нефтяных резервуаров, арочное покрытие для свеклосахарных заводов, холодильник для завода в Вольске, покрытие для театра в Ярославле, конструкции мартеновского цеха в Верх-Исетском заводе, мостовые краны для Томского технологического института. По проектам Ш. построены 16 металлургических цехов на заводах Урала и Сибири, водопровод в Тамбове, отдельные узлы для водоснабжения в Астрахани, Витебске, Воронеже, Киеве, Харькове и др. городах.

В период 1-й мировой войны 1914–18 по проектам Ш. производились лафеты для 6-дюймовых орудий, сетевые подводные мины, минные якоря, особые мины для борьбы с подводными лодками противника. Оригинальность, простота и рациональность технических решений Ш. были новаторскими, некоторые часто опережали свое время.

В 1917 рабочие завода «Парострой» конторы Бари избрали Ш. главным инженером. В 1919 контора Бари была национализирована, а завод подчинен Государственному объединению московских металлообрабатывающих заводов. До 1932 Ш. – технический директор Государственной строительной конторы по сооружению металлических конструкций (бывшая техническая контора Бари, с 1930 – трест «Стальмост»). В 1920 Ш. назначен управляющим заводом «Парострой». В период Гражданской войны 1918–22 занимался восстановлением мостов, взорванных белогвардейцами (в т. ч. на Сызрано-Вяземской железной дороге под его руководством восстановлено 9 мостов, на Ташкентской – 20). В 1918 по его проекту построены корпуса Подольского паровозоремонтного завода. В том же году Ш. спроектировал металлодеревянные фермы для паровозоремонтного завода на станции Люблино. В начале 1920-х гг. участвовал в работе Государственной комиссии по электрификации России (ГОЭЛРО), в мероприятиях по подъему затонувших речных судов. В 1919–22 по проекту Ш. в Москве на Шаболовке сооружена башня для размещения антенн радиостанции. Башня возводилась без лесов, путем телескопического подъема секций. Первоначально ее высота должна была составить 350 м при расчетной массе 2000 т (для сравнения: Эйфелева башня в Париже при высоте 305 м весит 8000 т), однако в связи с нехваткой металла было решено строить башню высотой 148 м (с установкой 2 траверз и флагштока – 160 м).

В середине 1920-х г. Ш. разработал проекты нефтепроводов Грозный – Туапсе (618 км, построен в 1928), Баку – Батуми (822 км, построен в 1930), металлической конструкции для электростанций в Нижнем Новгороде и Самаре (1924), нефтяных резервуаров для «Эмбанефти» и «Грознефти», мачт электропередачи в Донбассе (1925). В 1927 избран в президиум Научно-технического совета по нефтяной промышленности, в 1929 – председателем Технического совета по проектированию сооружений нефтяной промышленности. Участвовал в реконструкции завода АМО в Москве, в 1928–30 проектировал цеха гигантов металлургической промышленности 1-й пятилетки: Магнитогорского и Кузнецкого комбинатов, «Азовстали», а также Челябинского тракторного завода; разработал чертежи конструкций литейного цеха Харьковского паровозостроительного завода. В 1927–28 спроектировал высоковольтную линию электропередачи через Оку. В 1930 разработал стандарты на отечественные паровые котлы и газгольдеры. В 1931–32 по его проекту и под его руководством выправлен минарет медресе Улугбека в Самарканде (построен в 1417–20). Ш. разрабатывал оборудование для завода «Советский крекинг» (1929–34).

В 1927 избран членом ВЦИК. Член-корреспондент (1928), почетный академик (1929) АН СССР. Герой Труда (1928), лауреат премии им. В. И. Ленина (1929). В 1924 в МВТУ учреждена премия им. Шухова. Ш. неоднократно отклонял предложения о работе на высокооплачиваемых должностях крупнейших нефтяных компаний мира и продаже своих изобретений, заявляя, что все его идеи должны быть реализованы на родине.

Соч.: Насосы прямого действия и их компенсация. М., [1894]; Трубопроводы и их применение к нефтяной промышленности. М., 1895; Стропила: Изыскание рациональных типов прямолинейных стропильных ферм и теория арочных ферм. М., 1897; Избранные труды: Строительная механика. М., 1977; Избранныек труды: Гидротехника. М., 1981; Избранные труды: Нефтепереработка. Теплотехника. М., 1982.

Лит.: Лопатто А. Э. Почетный академик В. Г. Шухов – выдающийся русский инженер: (1853–1939). М., 1951; Ковельман Г. М. Творчество почетного академика инженера В. Г. Шухова. М., 1961; Арнаутов Л. И., Карпов Я. К. Повесть о великом инженере. М., 1978; Металлические конструкции акад. В. Г. Шухова. М., 1990; Современные технологии строительных материалов и конструкций: Материалы Всероссийской научно-технической конференции, посвященной 150-летию со дня рождения акад. В. Г. Шухова. Саранск, 2003; Шухова Е. М. Владимир Григорьевич Шухов: Первый инженер России. М., 2003; Владимир Григорьевич Шухов / РАН. Материалы к библиографии ученых. Технические науки. В. 22. М., 2004.

Сенин, А.С. Шухов Владимир Григорьевич [Текст] / Россия в Первой мировой войне. 1914–1918: Энциклопедия: В 3 тт. / отв. редактор А. К. Сорокин. – М. : Политическая энциклопедия, 2014 — Т. 3 — С. 639-641.