Уважаемые пользователи! В связи с проведением технологических работ доступ к личным архивам временно ограничен. Приносим извинения за доставленные неудобства. Уважаемые пользователи! В связи с высокой нагрузкой доступ к личным архивам временно ограничен. Приносим извинения за доставленные неудобства. Новое в 2022-2023! Добавлены документы, уточняющие судьбу защитников Отечества, документы по военнопленным и исторические материалы. Подробнее... В случае обнаружения технических проблем или некорректных данных — сообщите нам.

Великое княжество Финляндское

ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ФИНЛЯНДСКОЕ объявлено на военном положении 17.8.1914. На территорию В. к. Ф. распространилось действие «Правил о местностях, объявленных на военном положении». 17.7.1914 вводилась военная цензура, учреждалась Особая финляндская военно-цензурная комиссия под председательством подполковника Белостоцкого. Запрещалось проведение публичных собраний и народных сборищ. Чины полиции и жандармерии получили право задерживать подозреваемых в совершении государственных преступлений на срок до 2 недель, устанавливались предельные цены на продукты и предметы первой необходимости. Одновременно военные власти на местах заявляли, что при условии сохранения спокойствия на территории В. к. Ф. местное финляндское законодательство будет действовать по-прежнему.

Пост генерал-губернатора занимал генерал-майор Ф. А. Зейн (1909–17). Во главе финляндского Сената стоял камергер М. М. Боровитинов (1913–17), пост министра статс-секретаря по делам В. к. Ф. занимал В. И. Марков (1913–17).

С началом 1-й мировой войны 1914–18 на территории В. к. Ф. начался сбор пожертвований для Российского общества Красного Креста, организован полевой госпиталь, в больницах княжества выделялись места для раненых. На протяжении войны выделялись средства из финляндского бюджета. Одно из наиболее крупных пожертвований было сделало весной 1915, когда финляндский Сенат выделил императрице Александре Федоровне 1 млн марок на помощь семьям раненых, погибших и пострадавших от военных действий.

Летом 1914 в финляндской прессе публиковались материалы о предстоящей либерализации политики самодержавия в княжестве. В ответ Главное управление по делам печати возбудило 12 дел против финляндских газет на основании правил военного времени. Незадолго до войны были подготовлены отдельные мероприятия по укреплению русского влияния в В. к. Ф., и летом–осенью 1914 были предприняты шаги по их реализации. 29.8.1914 император Николай II подписал постановление об увеличении часов на уроки русского языка. 16.9.1914 император одобрил проект закона об употреблении государственного языка финляндскими учреждениями и о статусе генерал-губернатора. Законопроектом предусматривалось ведение на русском языке переписки финляндских учреждений и должностных лиц со всеми учреждениями и должностными лицами Российской империи. Финляндскому Сенату было поручено начать работу по организации экзаменов для чиновников на знание русского языка, но Сенат вплоть до 1917 к исполнению этого решения не приступил. Весной 1915 император поручил Сенату разработать постановление о введении в Финляндии общероссийской полицейской формы, что также не было выполнено.

В сентябре 1914 Николай II одобрил программу мероприятий в отношении В. к. Ф., подготовленную Особым совещание по Финляндии и Подготовительной комиссией под председательством Н. Н. Корево. Она разрабатывалась до начала 1-й мировой войны и включала мероприятия по укреплению центральной государственной власти в В. к. Ф. и мероприятия, направленные на достижение сближения Финляндии с остальными частями империи. Также в программу был включен раздел о положении безземельных арендаторов (торпарей) и о наделении их землей путем распространения на территории княжества деятельности Крестьянского земельного банка.

Программа комиссии Корево в В. к. Ф. реализована не была. Однако после публикации ее основных положений в периодической печати усилился рост антироссийских и сепаратистских настроений в княжестве. Изменилось отношение к России многих финляндских политических деятелей. Публикация программы произвела крайне негативное впечатление на общественное мнение Швеции и дала дополнительные аргументы германской агитации за вступление ее в войну против России для «спасения соплеменников по другую сторону границы». После начала войны царское правительство продолжало политику вытеснения финнов с административных постов в княжестве, что также вызывало сопротивление отдельных политических деятелей. Депутат финляндского сейма от партии младофиннов и председатель уездного суда в округе Лаппвеси П. Э. Свинхувуд осенью 1914 отказался признать в качестве прокурора русского чиновника, был арестован и выслан по распоряжению финляндского генерал-губернатора в Томскую губ., что имело значительный внутриполитический и международный резонанс. В осени 1914 – весны 1915 продолжалась высылка из Финляндии оппозиционных политических деятелей. Всего к марту 1915 из княжества было выселено 123 чел.

С осени 1914 Министерство финансов стало разрабатывать вопрос о привлечении В. к. Ф. к участию в расходах на содержание армии, дипломатического корпуса и Министерства Императорского двора. При министерстве было образовано междуведомственное совещание под председательством товарища (заместителя) министра финансов В. В. Кузьминского для обсуждения вопроса о привлечении Финляндии к участию в имперских расходах. Основное внимание его члены уделили вопросу об участии Финляндии в чрезвычайных расходах военного времени. Предполагалось, что Финляндия должна внести на военные нужды Российской империи 25 млн руб. Однако в 1914 данная проблема решена не была. Этому помешали, во-первых, возросшее значение нейтральных государств Норвегии и Швеции для организации российского импорта и экспорта (Швеция вопрос о сохранении нейтралитета тесно связывала с финляндской политикой России). Во-вторых, в финляндской казне не было денег, поскольку они хранились в германских банках. В-третьих, финляндский Сенат отрицательно относился к участию Финляндии в имперских расходах. Вследствие этого в ноябре 1914 член Совета министров главноуправляющий землеустройством и земледелием А. В. Кривошеин, которого поддержало большинство Совета министров, предложил в отношении В. к. Ф. перейти к политике «показной снисходительности», и по окончании войны вернуться к прежнему курсу.

В связи с военными неудачами 1915 Министерство финансов вновь вернулось к этому вопросу. Министр финансов Л. П. Барк считал, что В. к. Ф. должно участвовать в военных расходах Российской империи пропорционально численности населения. Эта доля должна была составить 1,8 % экстраординарных кредитов Государственного казначейства на военные расходы. 30.7.1915 на заседании Совета министров обсуждался вопрос об участии В. к. Ф. в военных расходах. Министр иностранных дел С. Д. Сазонов призвал отказаться от этого проекта, чтобы не осложнять взаимоотношения со Швецией. Члены Совета министров согласились с мнением Сазонова и в сентябре 1915 приняли решение отложить обсуждение финляндских дел до окончания войны.

Гельсингфорс – столица Великого княжества Финляндского. Дворец Государственного совета на Сенатской площади. Конец 19 – начало 20 в.

Гельсингфорс – столица Великого княжества Финляндского. Дворец Государственного совета на Сенатской площади. Конец 19 – начало 20 в.

В первые месяцы войны возникли серьезные проблемы в финляндской экономике вследствие разрыва связей с Германией и прекращения торговли через Балтийское море. Осенью 1914 безработица возросла до 22 %. Местная администрация для урегулирования ситуации вводила общественные работы, льготы для безработных по оплате жилья, организовывались сборы частных пожертвований. Наибольший упадок в годы войны переживала лесная промышленность из-за утраты рынков сбыта в Великобритании и Германии. Дальнейшее развитие финляндской экономики было связано с размещением там российских заказов. Ежемесячный доход финляндской промышленности от российских заказов в 1915 составил в среднем около 8 млн марок, что почти в два раза превышало таможенные доходы страны в 1913.

С началом войны изменилось место В. к. Ф. в экономике Российской империи. Прекращение товарообмена с Германией компенсировалось переориентацией финляндской экономики на российский и шведский рынок. Ввоз в Россию из Финляндии до войны составлял 5,2 %, с начала войны он возрос до 14,4 %. Значительных объемов достиг экспорт бумаги: 89,3 % шло в Россию, 10,7 % экспортировались в Швецию для транзита в Великобританию. Доля российских товаров на финляндском рынке также возросла. От 25 до 40 % российского экспорта в Финляндию составляли продовольственные товары. Также поступали цветные металлы, листовое железо, лен, пенька. В 1914–1-й половине 1916 из В. к. Ф. в Петроград ввозились масло, фураж. Важное значение имела транзитная торговля из Швеции в Россию и обратно. Грузопотоки шли через финляндскую территорию. Через финско-шведскую границу Россия ввозила в 1914 товаров на сумму 62,4 млн руб., в 1915 – на 243,7 млн руб., в 1916 – на 418,1 млн руб. Вывоз из России составил в 1914 55,7 млн руб., в 1915 – 132,6 млн руб., в 1916 – 219,3 млн руб. Транзитная торговля повлияла на развитие железнодорожных путей в В. к. Ф. Для сокращения разрыва между финской и шведской железнодорожной сетью на севере был проложен новый железнодорожный путь на участке Торнео – Карунки.

Финляндское население в приграничных районах участвовало в контрабандной торговле, продавая товары из России в Швецию, откуда часть из них попадала в Германию. Зимой 1914/15 увеличились поставки продовольствия из России в В. к. Ф. Ставка верховного главнокомандующего потребовала их прекратить, утверждая, что идет продажа хлеба через Швецию в Германию. Вопрос о вывозе продовольствия в Швецию и Финляндию обсуждался на заседании Совета министров в феврале, июле и сентябре 1915. Члены Совета министров отметили, что вывоз товаров из Финляндии в Германию через Швецию является эпизодическим, но это ухудшает продовольственную ситуацию в Петрограде. Совет министров принял решение организовать ввоз продовольствия в В. к. Ф. из внутренних районов Российской империи и не закупать для княжества хлеб в столице и ее окрестностях. Совет министров распорядился об установлении таможенного контроля за объемом вывозимого зерна и муки, считая, что для Российской империи выгоднее допустить вывоз продовольствия за рубеж, чтобы обеспечить таким образом шведский нейтралитет и «задобрить» шведов «в коммерческом отношении. Военные власти, напротив, считали, что перепродажа русского хлеба противнику идет через В. к. Ф. достаточно интенсивно и должна быть прекращена. В конце 1915 Ставка была готова отдать распоряжения о запрете экспорта муки и зерна в В. к. Ф., но в начале 1916 новый начальник Штаба верховного главнокомандующего генерал М. В. Алексеев отказался от проведения жестких мер. Финляндия была приравнена к районам, которые испытывают затруднения в снабжении продовольствием и вплоть до революции 1917 снабжалась продуктами из России по твердым ценам. В конце лета 1916 финляндский Сенат принял ряд решений, прекращавших вывоз в Петроград продовольствия и фуража, производимых в В. к. Ф. Главнокомандующий армиями Северного фронта своим приказом отменил решение Сената, но в итоге финляндский Сенат согласился на вывоз в российские губернии и Петроград 20 % производимого в Финляндии масла. По настоянию военных властей в течение 1916 доля вывоза масла из Финляндии в российские губернии и Петроград повысилась до 33 %. Помимо продовольствия финляндская промышленность поставляла в Россию военную продукцию, и общий товарооборот с Россией увеличился с 1915 по 1916 почти на 100 %.

Помимо продовольствия через В. к. Ф. шел экспорт сырья для промышленности. Министерство финансов запрещало вывоз отдельных видов товаров, но финляндский Сенат сохранял за собой право давать разрешения на вывоз, не согласуя их с требованиями министерства. Министерство финансов в 1916 резко ограничивало экспорт металлов, смолы, скипидара, но финляндский Сенат давал разрешения на их вывоз.

В августе 1915 было издано постановление о продаже имущества австрийских, германских и турецких подданных с публичных торгов в В. к. Ф. В 1915 началось стремительное падение курса рубля в В. к. Ф. Летом 1915 Министерство финансов приступило к разработке мероприятий по стабилизации в княжестве курса рубля, но существенных успехов достичь не удалось.

Финляндский Сейм за годы войны собирался один раз. Российское правительство в обход сейма приняло ряд решений: увеличение налогов и введение новых (на железнодорожные грузы, винокурение, массовые зрелища, телефоны, табак). Депутаты Сейма в годы войны не прекращали политической деятельности. Они неоднократно обращались к Николаю II по поводу политического положения в В. к. Ф., обвиняя русскую администрацию в княжестве и правительство во вмешательстве в дела финляндской администрации, занятии ключевых постов в местных органах управления русскими чиновниками. В период войны царское правительство решило ряд вопросов, находившихся в компетенции Сейма. 10.1.1915 было издано высочайшее повеление об отсрочке созыва финляндского Сейма. Представители различных партий Финляндии рассматривали этот акт как продолжение обрусительной политики. Летом 1915 в периодической печати В. к. Ф. усилилась агитация за созыв Сейма. Необходимость его созыва объяснялась тем, что необходимо решить т. н. торпарский вопрос и вопрос о налогах. Императорским манифестом от 14.10.1915 кардинальное решение торпарского вопроса откладывалось до конца войны. В конце декабря 1915 созыв Сейма был вновь отсрочен. Правительство мотивировало это обстоятельствами военного времени. Среди финляндских общественных деятелей выделилась группа политиков (К. Стольберг, Р. Холсти), стремившихся получить помощь держав Антанты в решении вопросов о финляндской автономии. Филяндские политические деятели К. Игнатиус, Ю. Рейтер, Л. Килман посетили США и Великобританию в ноябре–январе 1915 и составили меморандум, где говорилось об установлении финляндской автономии мирной послевоенной конференцией. Текст был передан лорду Грею и ряду др. политиков, оставивших его без ответа.

В период войны усилились контакты между российскими и финляндскими политическими партиями. 2.2.1915 в Выборге было принято совместное решение социал-демократических фракций 4-й Государственной думы и Сейма В. к. Ф. о совместной деятельности против «националистической и насильственной политики правительства в отношении Финляндии.

В годы войны Министерство иностранных дел Германии занималось вопросами поддержки антироссийских движений в Финляндии. В начале ноября 1914 на территории В. к. Ф. распространялись немецкие прокламации с призывом «свергнуть со своей шеи русское иго» при помощи Германии, которая «твердо решила вернуть... краю политическую свободу и самостоятельность». 26.1.1915 в Берлине состоялось совещание представителей Военного министерства, Генерального штаба и Министерства иностранных дел Германии, принявшее решение об открытии в Германии курсов для военной подготовки финляндских добровольцев-егерей. Весной 1915 началась вербовка будущих егерей и выезд финляндской молодежи в Германию. По данным Департамента полиции, число завербованной финляндской молодежи с октября 1915 по май 1916 росло и составило около 2800 чел. Отток финляндской молодежи в Германию был во многом вызван тем, что в начале 1916 в В. к. Ф. стали распространяться слухи о том, что правительство планирует начать призыв финнов на военную службу. Вопрос о призыве финнов в русскую армию и на тыловые работы обсуждался в Совете министров. Против этого решения высказался министр иностранных дел Сазонов, а также финляндский генерал-губернатор Зейн. Нежелание Совета министров обострять ситуацию в Финляндии в 1916 вновь активизировало военные власти, которые собственными силами пытались урегулировать незаконный выезд из страны, чтобы пресечь вербовку финнов в германские войска. 15.1.1916 распоряжением главнокомандующего армиями Северного фронта генерала от кавалерии П. А. Плеве был запрещен выезд из Финляндии лиц призывного возраста (18–35 лет). В защиту финнов выступил генерал-губернатор Зейн. Он неоднократно обращался в Совет министров с просьбами приостановить излишне жесткие меры. В итоге военные власти не пошли на полный запрет эмиграции, разрешив финнам выезд в США и поступление на суда дружественных держав.

Под влиянием егерского движения царское правительство попыталось уменьшить недовольство в В. к. Ф., и в июле 1916 было принято решение о созыве Сейма. Выборы проходили в условиях военного положения, поэтому действовала цензура и ограничения на свободу собраний. Они прошли при низкой избирательной активности. В результате выборов социал-демократы получили свыше 50 % мест в парламенте (103 из 200). Зейн сообщил министру внутренних дел Б. В. Штюрмеру, что новый Сейм будет более оппозиционным по отношению к российским властям, чем прежний. После Февральской революции 1917 в Финляндии сформировалось новое правительство из представителей социал-демократов, старофиннов, младофиннов, шведской народной партии и «Аграрного союза». Председателем Сената по должности оставался генерал-губернатор. 7.3.1917 был издан «Акт об утверждении Конституции Великого княжества Финляндского и применении ее в полном объеме», восстанавливавший автономные права Финляндии, ограниченные в начале 20 в. Генерал-губернатором стал октябрист М. А. Стахович, комиссаром по финляндским делам – кадет Ф. И. Родичев, министром статс-секретарем – К. А. Энкель. Зейн и Боровитинов были арестованы и заключены в Трубецкой бастион Петропавловской крепости. 31.3.1917 финляндский Сенат учредил Конституционный комитет под руководством К. Стольберга, разработавший проект ограничения прав российских властей в отношении Финляндии. В ведении российского правительства оставалось право назначения высших должностных лиц, вопросы обороны и внешней политики. Временное правительство отклонило проект. 5.7.1917 Сейм одобрил Закон о верховной власти, расширивший права финляндского парламента. В ответ 18.7.1917 Временное правительство издало манифест о роспуске финляндского Сейма. В сентябре 1917 на 3-м областном съезде армии, флота и рабочих Финляндии победили большевики. Председателем исполкома Областного комитета стал И. Т. Смилга, взявший под свой контроль все российские административные учреждения княжества. В начале октября 1917 прошли выборы в финляндский Сейм, где большинство мест получили буржуазные партии, возобновившие переговоры с Временным правительством о расширении внутренней самостоятельности княжества. После прихода большевиков к власти в России 6.12.1917 финляндский Сейм утвердил решение Сената об отделении от России. 22.12.1917 декрет о признании независимости Финляндской республики был принят ВЦИК. Этим декретом предполагалось организовать специальную комиссию для разработки практических мероприятий, вытекавших из факта отделения Финляндии. 31.12.1917 СНК принял аналогичное постановление.

В ночь с 27 на 28.1.1918 в Финляндии представители левого крыла социал-демократической партии захватили власть в Гельсингфорсе (Хельсинки) и провозгласили образование Финляндской рабочей социалистической республики. 29 января социал-демократы при поддержке финляндской Красной гвардии сформировали революционное правительство – Совет народных уполномоченных под председательством руководителя социал-демократической партии Финляндии К. А. Маннера, объявившее об упразднении Сейма и Сената. Оно вступило в переговоры с СНК и заключило 1.3.1918 Договор об укреплении дружбы и братства между РСФСР и Финляндской социалистической рабочей республикой. Договор предусматривал установление прямого железнодорожного сообщения между РСФСР и Финляндией, свободную торговлю и пользование лоцманскими учреждениями. Также было принято решение о продовольственной помощи и организации поставок нефти. Финляндским представителям разрешалось вести заготовки хлеба в Сибири и вывозить его в Финляндию. Но Сенат проигнорировал распоряжение о роспуске и предоставил чрезвычайные полномочия К. Маннергейму, назначив его командовать верными правительству войсками.

В соответствии с Брестским миром 1918 России предписывалось вывести свои войска с территории Финляндии. 7.3.1918 финляндский Сенат заключил договора с Германией, которая не признала Совет народных уполномоченных законным правительством Финляндии. В апреле 1918 в Финляндии высадился немецкий десант. Правительство К. А. Маннера переехало в Выборг. 14 апреля Гельсингфорс был взят войсками под командованием Р. Фон дер Гольца, а 29.4.1918 финляндская белая армия захватила Выборг. Соглашения с Советской Россией утратили силу.

Источники: Лемке М. К. 250 дней в царской Ставке. Пг., 1920; Совет министров Российской империи в годы Первой мировой войны. СПб., 1999.

Лит.: Сюкияйнен И. И. Революционные события 1917– 1918 гг. в Финляндии. Петрозаводск. 1962; Соломещ И. М. Финляндская политика царизма в годы Первой мировой войны. Петрозаводск, 1992; Новикова И. Н. «Финская карта» в немецком пасьянсе: Германия и проблема независимости Финляндии в годы первой мировой войны. СПб., 2002; Е е ж е. Великое княжество Финляндское в годы Первой мировой войны: от автономии к независимости // Война и общество в ХХ веке. М., 2006. С. 186–231; Luntinen P. F. A. Seinn. 1862–1918. A political Biography of a Tzarist Imperialist as Administratior of Finland. Helsinki, 1985; Ibid. The Imperial Russian Army and Navy in Finland. 1808–1918. Helsinki, 1997.

Бахтурина, А.Ю. Великое княжество Финляндское [Текст] / Россия в Первой мировой войне. 1914–1918: Энциклопедия: В 3 тт. / отв. редактор А. К. Сорокин. – М.: Политическая энциклопедия, 2014 — Т. 1 — С. 320-323.