Уважаемые пользователи! В связи с проведением технологических работ доступ к личным архивам временно ограничен. Приносим извинения за доставленные неудобства. Уважаемые пользователи! В связи с высокой нагрузкой доступ к личным архивам временно ограничен. Приносим извинения за доставленные неудобства. Новое в 2022-2023! Добавлены документы, уточняющие судьбу защитников Отечества, документы по военнопленным и исторические материалы. Подробнее... В случае обнаружения технических проблем или некорректных данных — сообщите нам.

Авиация

Авиационные части в русской армии появились в начале XX века и перед Первой мировой войной 1914–18 гг. входили в состав инженерных войск.

По линии снабжения авиационной техникой и имуществом авиационные части находились в ведении Главного военно-технического управления, при котором был создан специальный отдел, в котором также разрабатывались и программы развития российских военно-воздушных сил, а организация авиационной службы находилась в ведении отдела по устройству и службе войск Главного управления Генерального штаба. Несмотря на усилия ГВТУ и ГУГШ, высшие чины Военного министерства рассматривали аэроплан («самолет») как оружие малоэффективное, и поэтому на развитие авиации средств было отпущено крайне мало, даже в рамках Большой программы развития технических войск.

К началу мобилизации в июле 1914 года в русской армии насчитывалось 30 корпусных авиационных отрядов (гвардейский, гренадерский, 25 армейских, 3 сибирских), 1 полевой и 8 крепостных отрядов (для крепостей Гродно, Ковно, Осовец, Брест-Литовск, Новогеоргиевск, Карс, Владивосток и Севастополь). Корпусные отряды в плане технического обслуживания и эксплуатации были приписаны к шести авиационным ротам.

Офицерский состав авиационных частей получал подготовку, главным образом, в авиационном отделе Офицерской воздухоплавательной школы. После предварительной теоретической подготовки, офицеры совершали ряд практических полетов на аэропланах; по окончании курса, получив звание пилота-авиатора, летчики зачислялись в авиационные отряды. Другим центром обучения являлась школа авиации Отдела Воздушного Флота, имевшая три класса: теоретический, общий и специальный. Теоретический курс офицеры проходили при Санкт-Петербургском политехническом институте, где они пользовались лабораториями аэрологической, аэродинамической и др. После экзамена слушатели в общем классе в Севастополе проходили в течение четырех месяцев практический курс полетов и ремонта аэропланов, а затем, после экзамена на звание военного летчика, обучались в специальном классе полетам при обстановке военного времени, на дальние расстояния, причем им давались разные тактические задачи. По окончании всего курса, выдержав по особой программе специальный экзамен, офицеры получали звание «летчика-наблюдателя» и возвращались в свои части, откуда они могли быть откомандированы для участия в маневрах или для комплектования личного состава авиационных отрядов. Некоторая часть военных летчиков получала практическую подготовку в школах различных спортивных организаций, таких как авиационные школы Императорского Всероссийского аэроклуба, Московского общества воздухоплавания, Одесского и Саратовского аэроклубов, Киевского общества воздухоплавания.

Фактическая укомплектованность авиационных отрядов самолетами не соответствовала установленным нормам. К лету 1914 года в российской военной авиации насчитывалось 172 самолета (в т. ч. 48 в крепостных отрядах). К этому числу необходимо добавить еще 30 самолетов, находившихся в военных авиационных школах. Однако с началом мобилизации самолетный парк должен был пополниться машинами различных авиаклубов, и общее число самолетов в русской авиации, с учетом уже изготовленных к началу войны, составило 289 единиц. Еще 292 самолета, более современных конструкций, находились в стадии постройки на отечественных заводах.

В морском ведомстве в описываемый период организация воздушных сил находилась в процессе созидания. Лишь в 1913 г. гидроавиация была введена в состав службы связи морского ведомства, и в Петербурге, Ревеле и Севастополе производились опыты с гидроаэропланами.

Задачи

Несмотря на положительный опыт использования авиации в ходе Балканской войны 1912 г., в которой участвовала группа русских летчиков-добровольцев, российское военное руководство отводило самолетам в предстоящей войне только подсобную роль, в основном, для проведения разведки.

Организация

По табелю вооружения в корпусном авиационном отряде полагалось иметь 12 самолетов (6 запасных), а в крепостном отряде – 16 (8 запасных), автомобили для перевозки, автомобили-мастерские и обоз. Численность личного состава корпусного авиаотряда составляла около 38 человек (командир, 6 офицеров-летчиков, 6 мотористов, фотограф, мастеровые нижние чины). С началом боевых действий в состав авиаотрядов предполагалось включить и летчиков-наблюдателей, прошедших специальный курс обучения в авиационной школе.

Вооружение и снаряжение

Аэропланы, которые поначалу приобретались заграницей, а затем стали строиться в России, были преимущественно французских конструкций – бипланы А. Фарман и Вуазен, монопланы Ньюпор, Моран и Депердюссен; из немецких – бипланы Авиатик и монопланы Этрих; для службы морской авиации применялись, кроме обычных типов, летающие лодки Кертис и Левек и шестиместный Вуазен.

Собственная аэропланостроительная промышленность начала развиваться в России лишь перед самой войной, когда для нужд военного и морского ведомств стали работать заводы: Русско-Балтийский вагонный (авиационный отдел), Первое российское товарищество воздухоплавания, Дукс, В. А. Лебедева и др.

К июлю 1914 года на вооружении русской военной авиации состояли самолеты типа «Ньюпор-4», «Фарман-16» и несколько единиц типа «Моран-Парасоль», которые производились на семи отечественных предприятиях. Общая производительность этих авиационных заводов не превышала 30 – 40 ед. в месяц.

Большая часть находившихся в отрядах машин была сильно изношена, а отсутствие необходимого количества запасных частей затрудняло их эксплуатацию.

До самого начала войны самолеты не имели никакого вооружения, так как их предполагалось использовать только в целях разведки, а о возможности противодействия со стороны истребительной авиации противника никто в то время не задумывался.

Несмотря на то, что приоритет отдавался самолетам иностранных конструкций, отечественная авиационная наука не стояла на месте. Русские конструкторы создали ряд оригинальных проектов самолетов, которые по своим характеристикам не только не уступали иностранным образцам, но и превосходили их. Ярким примером тому являлся первый в мире тяжелый многомоторный бомбардировщик «Илья Муромец» авиаконструктора И. И. Сикорского, построенный на Русско-Балтийском вагонном заводе. Весной 1914 г. военное ведомство заказало 10 таких машин со сроком изготовления к марту 1915 г., но к началу войны было изготовлено только 2. Экипаж самолета составляли: командир (офицер), второй пилот (фельдфебель), механик, моторист, штурман и 2 пулеметчика. Кроме 6 пулеметов, самолет мог нести несколько бомб. К сожалению, размеры и значительный вес аппарата лишали его достаточной скорости и подвижности и облегчали обстрел его неприятелем.

Разрабатываемый с 1913 г. новый тип бомбардировщика «Святогор» авиаконструктора В. А. Слесарева, к сожалению, так и не прошел испытаний и не был принят на вооружение.

Обмундирование и знаки различия

Авиационные части носили форму, введенную 3 января 1914 года. За исключением покроя мундира (однобортного, по типу виц-мундира гвардейской тяжелой кавалерии), она была схожа с формой инженерных войск: «ученые» красные выпушки на воротниках, пуговицы, пряжки поясных ремней и прочие детали фурнитуры из металла белого цвета, околыши фуражек, петлицы шинелей и воротники (только у офицеров) из черного сукна (бархата) с красными выпушками; к обычной эмблеме на пуговицах и пряжках (двуглавый орел) добавлялись скрещенные топоры с длинными рукоятями.

Повседневные погоны были из красного сукна; у офицеров – с серебристыми галунами, специальным знаком в виде пропеллера с крыльями, золотистыми звездочками по чинам и шифровками, а у нижних чинов – с теми же изображениями, но нанесенными желтой краской, с серебристыми или белыми нашивками по званиям. Шифровки из букв и цифр указывали на сокращенное наименование части.

Походные погоны были защитного (тускло-зеленого) цвета, у нижних чинов – с изображениями, нанесенными коричневой краской.

Офицеры, имевшие звания «военный летчик» носили на погонах вместо пропеллера с крыльями особый знак, указывавший на их квалификацию – черненого серебряного двуглавого орла с медальоном с вензелем Николая II на груди и мечом, пропеллером и бомбой в лапах.

Многие офицеры авиационных частей (летчики и наблюдатели) формально продолжали числиться в своих полках, батальонах или батареях, а потому носили свою обычную полковую форму, но с добавлением описанного выше знака (кому он полагался).

При служебной форме был положен синий китель флотского образца (у нижних чинов – синяя рубаха), но разрешалось носить и защитный, общеармейский. Еще одной необычной, «флотской» деталью костюма офицеров-летчиков был морской кортик.

Для полетов и службы на аэродромах использовалась особая складная шапочка – «пилотка», черная, с красными выпушками, серебристыми галунами и кокардой; впоследствии этот головной убор, претерпев небольшие изменения, станет самым распространенным в отечественных вооруженных силах. Кроме того, для полетов использовались утепленные кожаные куртка, шаровары и особый летный шлем.

Список авиационных частей к лету 1914 г.

Авиационные роты

  • 1-я авиационная рота (Санкт-Петербург, Петербургский ВО)
  • 2-я авиационная рота (Варшава, Варшавский ВО)
  • 3-я авиационная рота (Киев, Киевский ВО)
  • 4-я авиационная рота (Лида Виленской губ., Виленский ВО)
  • 5-я авиационная рота (Бронницы Московской губ., Московский ВО)
  • 6-я авиационная рота (Одесса, Одесский ВО)

Авиационные отряды

  • Авиационный отряд при Гвардейском корпусе
  • Гренадерский корпусной авиационный отряд
  • 1-й корпусной авиационный отряд
  • 2-й корпусной авиационный отряд
  • 3-й корпусной авиационный отряд
  • 4-й корпусной авиационный отряд
  • 5-й корпусной авиационный отряд
  • 6-й корпусной авиационный отряд
  • 7-й корпусной авиационный отряд
  • 8-й корпусной авиационный отряд
  • 9-й корпусной авиационный отряд
  • 10-й корпусной авиационный отряд
  • 11-й корпусной авиационный отряд
  • 12-й корпусной авиационный отряд
  • 13-й корпусной авиационный отряд
  • 14-й корпусной авиационный отряд
  • 15-й корпусной авиационный отряд
  • 16-й корпусной авиационный отряд
  • 17-й корпусной авиационный отряд
  • 18-й корпусной авиационный отряд
  • 19-й корпусной авиационный отряд
  • 20-й корпусной авиационный отряд
  • 21-й корпусной авиационный отряд
  • 22-й корпусной авиационный отряд
  • 23-й корпусной авиационный отряд
  • 24-й корпусной авиационный отряд
  • 25-й корпусной авиационный отряд
  • 1-й Сибирский корпусной авиационный отряд
  • 4-й Сибирский корпусной авиационный отряд
  • 5-й Сибирский корпусной авиационный отряд
  • 3-й полевой авиационный отряд

Крепостные авиационные отряды

  • Брест-Литовский крепостной авиационный отряд
  • Осовецкий крепостной авиационный отряд
  • Новогеоргиевский крепостной авиационный отряд
  • Карсский крепостной авиационный отряд
  • Владивостокский крепостной авиационный отряд
  • Ковненский крепостной авиационный отряд
  • Гродненский крепостной авиационный отряд
  • Севастопольский крепостной авиационный отряд

История

Быстрые успехи в развитии конструкций аэропланов заграницей в начале XX века нашли живой отклик в России. Появившиеся в 1908 г. аэропланы и авиационный спорт получают широкое распространение. Во всех кругах общества растет интерес к воздухоплаванию и авиации. Комитет по усилению военного флота на добровольные пожертвования выделило в своем составе «Отдел Воздушного Флота» под председательством великого князя Александра Михайловича – российское военное воздухоплавание и авиация были многим обязаны этой организации, собравшей значительные средства на создание воздушного флота России. Ряд заводов постепенно начинают строить аэропланы (Русско-Балтийский вагонный завод, Товарищество «Авиата» В Варшаве, Первое Российское Товарищество Воздухоплавания и др.). После нескольких лет оживленной строительной и организационной деятельности, после некоторых колебаний, военное воздухоплавание достигло значительного развития, было включено в состав вооруженных сил и получило правильную организацию. К 1 января 1913 года имелось уже 12 корпусных, 1 полевой авиационных отрядов, объединенных в 3 авиационных роты, и 5 крепостных авиационных отрядов, по 6 аэропланов в каждом. В перспективе ГУГШ планировало иметь в соответствии с мобилизационным планом всего 40 корпусных, 10 полевых, 8 особых (для кавалерийских соединений) и 9 крепостных авиационных отрядов.

Описание подготовил Чернышов А.В.