Уважаемые пользователи! В связи с проведением технологических работ доступ к личным архивам временно ограничен. Приносим извинения за доставленные неудобства. Уважаемые пользователи! В связи с высокой нагрузкой доступ к личным архивам временно ограничен. Приносим извинения за доставленные неудобства. Новое в 2022-2023! Добавлены документы, уточняющие судьбу защитников Отечества, документы по военнопленным и исторические материалы. Подробнее... В случае обнаружения технических проблем или некорректных данных — сообщите нам.

Железнодорожные войска

Железнодорожные войска предназначались для выполнения в военное время всех работ по постройке и обслуживанию железных дорог, обыкновенных и полевых, по исправлению, разрушению и порче их, а также для производства всех работ, касающихся военно-железнодорожного сообщения.

Первые железнодорожные части были учреждены в России в 1870 г., в виде военно-железнодорожных команд, которые по особому расписанию состояли при железных дорогах. В 1876 г. из нижних чинов этих команд в Москве был сформирован первый военно-железнодорожный батальон, в составе 2 строительных рот и 2 эксплуатационных рот; который в том же году получил наименование «3-й железнодорожный батальон 3-й саперной бригады». В 1877 г. были сформированы 2 и 4-й железнодорожные батальоны, а в следующем году 1-й железнодорожный батальон, который впоследствии получил особое служебное задание – охранять железнодорожные линии во время поездок императора, постоянно обслуживать так называемую «царскую ветку», соединявшую Санкт-Петербург с Царским Селом, а также охранять те участки железных дорог под Санкт-Петербургом, где совершались поездки «высочайших особ».

В 1886 г. 2, 3 и 4-й железнодорожные батальоны были выделены из саперных бригад и образовали первое соединение железнодорожных частей инженерных войск – железнодорожную бригаду с дислокацией в Барановичах Минской губернии.

В 1903 г. железнодорожные части были переданы из ведения главного инженерного управления в ведение главного штаба.

В 1904 г. было уничтожено деление рот железнодорожных батальонов на строительные и эксплуатационные, с наименованием их просто «железнодорожными». В том же году железнодорожные части выделены из состава инженерных войск в особую группу под наименованием «железнодорожные войска».

В 1907 г. железнодорожные бригады были упразднены, и железнодорожные батальоны во всех отношениях подчинены начальникам военных сообщений в военных округах.

В 1910 г. 1-й железнодорожный батальон переформирован в 1-й железнодорожный полк двухбатальонного состава. В том же году восстановлены должности начальников железнодорожных бригад, с подчинением их начальникам военных сообщений военных округов.

В 1912 г. введена должность инспектора железнодорожных войск, совмещенная в одном лице с должностью начальника военных сообщений главного управления генерального штаба, для инспектирования и общего руководства специальной подготовкой этих войск.

К лету 1914 г. железнодорожные войска имели следующий состав:

  • 1-я железнодорожная бригада (2, 3 и 6-й железнодорожные батальоны);
  • 2-я железнодорожная бригада (7 и 8-й железнодорожные батальоны);
  • Заамурская железнодорожная бригада пограничной стражи (1, 2, 3 и 4-й Заамурские железнодорожные батальоны);
  • 1-й железнодорожный полк;
  • 4 и 5-й, 1 и 2-й Сибирские, 1 и 2-й Кавказские железнодорожные батальоны;
  • Кушкинская полевая железнодорожная рота.

Чины и звания служащих железнодорожных войск были такими же, как у офицеров, военных чиновников и нижних чинов армии.

Служащим управлений, частей и учреждений железнодорожных войск была присвоена форма одежды, подобная форме инженерных войск, но с особой эмблемой в виде скрещенных топора и якоря и особыми шифровками на знаках различия.

Описание подготовил Чернышов А.В.